25.07.2005 | 19:37

Импровизация как образ жизни

Очередной день столичной летней школы современного танца "ЦЕХ" - это день американки Майды Визерс. В свои шестьдесят восемь она и танцует, и ставит, и преподает. В Вашингтоне у нее своя труппа, которой в следующем году исполнится тридцать лет. Этот юбилей Визерс отметит совместным российско-американским проектом "Перечеркнутые пороги". Майда в России уже десятый раз, но в Летней школе "Цех" она преподает впервые. За ее уроком импровизации наблюдала съемочная группа "Новостей культуры".

Летняя школа "Цех" заканчивает свою первую учебную неделю. Каждый день ученики с утра и до позднего вечера посещают мастер-классы ведущих хореографов и танцовщиков "контемпорари данс".

Майда Визерс в России уже десятый раз. В Москве работают ее два сына-близнеца. Но сюда приводит ее не только зов родной крови, но и творческое начало. Она делает перформенсы не только в Петербурге и в Москве, но и в российской провинции, выбирая для них необычные места – индустриальные пейзажи, молодежные кафе. В Летней школе "Цех" Визерс преподает впервые.

Свой урок Майда начинает с краткого экскурса в историю американского "контемпорари данс". Вернее, о рискованных экспериментах в шестидесятых, когда ломались классические каноны. Тогда Майде было семнадцать и новомодные идеи пришлись по душе юной бунтарке. Именно тогда появился необычный для танца термин – "пешеходное движение" – когда танцовщики падали на колени, культивировали шаги, прыжки, падения. Многие бросали респектабельные профессии и с головой погружались в танец. Сама Майда тогда находилась в свободном полете – била степ, импровизировала задолго до того, как узнала, что есть такой термин. "Мне всегда хотелось быть свободной и принимать спонтанные решения, особенно когда это касалось людей, " - говорит Майда.

Ученики Майды только осваивают искусство импровизации. Они пока не танцевали перед публикой все вместе. На сегодняшнем уроке Майда предлагает им попробовать: "Слушайте музыку, откройте ваши глаза, вы должны знать, что происходит на сцене".
Для начала Майда показывает, как использовать сценическое пространство. На импровизацию у нее уходит ровно пять секунд. Открытый сценарий. Никаких правил. Только одно "но": вышел на сцену – сделай что-то новое.

В сам процесс Майда не вмешивается. Философски наблюдает за происходящим: "Импровизация возникает, когда на сцене делают ошибку и на нее надо реагировать красиво, умно и быстро. У меня это случилось, когда реквизит в руке полетел в публику". Импровизация для Майды актуальна не только на сцене, но и в жизни. Этому она учит и своих учеников.