28.07.2005 | 20:59

Голоса из прошлого оживут

Кого сейчас удивишь устройствами звукозаписи и звуковоспроизведения. Хотя история аудиотехники началась сравнительно недавно – в 1877 году, когда Томас Альва Эдисон изобрел фонограф. В его основе – восковой валик. Поистине уникальные исторические записи хранятся и по сей день на этих мягких, ранимых ретро-носителях. Что нужно предпринять, чтобы не утратить их безвозвратно?

В 1918-м году Максимилиан Волошин написал статью, которая называлась "Голоса поэтов". Разбирая то, как читали Маяковский, Гумилев, Ахматова и другие, Волошин высказал такую мысль: "Голос, интонация – это совершенно неповторимо, это то, что умирает вместе с человеком, и поэтому тот, кто будет собирать звучащую поэзию – фактически будет собирать историю литературы". Думал ли об этом один из организаторов Института живого слова Сергей Игнатьевич Бернштейн, когда в 20-ом году, в Ленинграде начал собирать записи, которые в мировых каталогах значатся нынче как "Коллекция Бернштейна".

Рассказывает Софья Богатырева, профессор Денверского университета, племянница С.И. Бернштейна: "Эти записи были сделаны Сергеем Берштейном, совсем еще молодым профессором, для его работы. Это не была самоцель, ему нужны были записи для его фонетических теорий, его идей, которые он тогда высказывал".

Благодаря Бернштейну, его ученикам и последователям в России сегодня существуют несколько тысяч фоноваликов с уникальными записями. Но… Ежегодно до пяти процентов звуковой информации, записанной на рубеже 19-го 20-го веков теряется из-за старения материала и повреждений.

Леонид Куйбышев, директор Центра мультимедиа технологий, уверен: "Необходимо реставрировать или хотя бы поддерживать, потому что вопрос перевода на новые носители – они связаны с вложением серьезных финансовых средств, и ежегодно откладываются. К тому времени, когда будет реально проведена работа по их оцифровке – сами валики могут полностью разрушиться, поэтому в первую очередь встает задача их сохранения".

Программа по спасению уникальных аудионосителей была разработана участниками ежегодных международных конференций "Эхолот". И первый этап ее осуществления начался 7 июля этого года, когда биохимики взяли грибковые пробы с пяти фоноваликов, оберточного материала и пробы воздуха в помещении Литературного музея, где валики хранятся.

Удивительно, но по данным участников программы нигде в мире подобные исследования не проводились – так, например, в библиотеке Конгресса США подобные уникальные носители звука очищаются с помощью обычных моющих средств, а ведь каждый из валиков заражен своим грибом. Фоновалик – это не просто восковая основа, каждый раз разная, - это довольно сложное, неоднородное соединение.

Сегодня биохимики, которые, кстати, выполняют свою работу на общественных началах, завершили первую стадию эксперимента. Следующий этап – выделить из полученных микологических посевов чистые культуры грибов и заниматься их определением до вида. Планом действий поделилась Галина Кочкина, старший научный сотрудник института биохимиии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина: "Для чего это нужно – определение до вида позволит нам посмотреть, что в мировой литературе известно по тем или иным грибам с точки зрения уничтожения с помощью биоцидов".

Работа биохимиков позволит не только очистить фоновалики от грибов без ущерба для материала, из которого они созданы, но и приостановить дальнейшее развитие микокультур и на самих уникальных носителях, и в упаковочных материалах, и даже в воздухе тех помещений, где хранятся валики. Это значит, многое из того, что сегодня хранится как музейная ценность, можно будет не только увидеть, но и услышать при помощи фонографа.