02.08.2005 | 20:06

Возрождение олонхо

"Нельзя обрывать связи со своим народом и создавать вторичный европеизированный театр с плохо понятым Станиславским или Брехтом", - считает министр культуры Республики Саха, он же руководитель национального Саха-театра Андрей Борисов. И ратует за новый в республике театр-олонхо, в литературную основу которого лег бы эпос якутского народа. Задача эта труднейшая, поскольку олонхосутов – исполнителей сказаний – в республике осталось очень мало. О том, как мечта о новом театре осуществляется на практике, – в специальном материале "Новостей культуры".

Хроника. Кадры якутского праздника. Танцы, обряды. Звучит заздравный тост. "Так пусть же каждый, отпивший черою, будет подобен - герою народного эпоса олонхо. Упражнялся он в беге, разных прыжках…"

Герои якутского эпоса олонхо были людьми сильными, мудрыми. И - что самое главное – гармоничными и цельными. В общем, было у них все, чего так не хватает людям современным. И олонхо мог бы стать своего рода психотерапией, - считает министр культуры Республики Саха Андрей Борисов. Первыми за осуществление программы по возрождению олонхо взялись якутские издательства. За последние три года выпущено уже несколько сказаний на трех языках – якутском, русском и английском. Каждое из сказаний – это толстый том, ведь в самом коротком олонхо – 10 тысяч строк, а в самом большом – 50. Объемы, которые освоить не так-то просто. И вполне после этого веришь Борисову, утверждающему: "Если каждый якут прочтет хотя бы по три олонхо от начала до конца, то все вместе якуты станут великим народом".

Три олонхо сразу – это много, начинать нужно с малого – решили в Саха-театре. И в 2002 году поставили спектакль-олонхо "Кыыс Дэбилийэ". Кыыс – это богатырша, которая ведет борьбу с темными силами за то, чтобы счастье человеческого рода не угасло.

Спектакль ставили четыре года, осваивая новую для себя театральную форму и особую манеру горлового пения с форшлагами. В результате получили "Золотую маску" и поняли, что для театра-олонхо – очень специализированного - и актеров нужно готовить специально.

Поэтому в этом году министр, режиссер, а также ректор Арктического института культуры и искусств Андрей Борисов пошел на небольшую хитрость. Как всегда в Институте объявили набор на актерский курс.

До недавнего времени эти ребята не знали, куда они поступали. Нет, конечно, они хотели учиться на актерском факультете в Арктическом институте, но то, что они станут актерами театра олонхо, и что вскоре им предстоит пройти обряд инициации, они узнали уже в процессе экзаменов.

Ректору Андрею Борисову приходится многое объяснять абитуриентам. Это происходит, как правило, в сердце института - рядом с символической инсталляцией.

Андрей Борисов, ректор Арктического института культуры и искусств: "Вы студенты или абитуриенты? Вот если вы поступите к нам учиться, то у нас есть обряд. Студенты стоят в белых перчатках и изображают птиц".

Птиц, подобных полярной сове, которая всегда летит прямо и указывает путь к спасению. Она – символ института. А его идеология заключена в аббревиатуре "Птица".

Чтобы спасти цивилизацию Арктики, как раз и нужно – в современной театральной форме - возродить якутский эпос олонхо. К удивлению самого ректора, на свой курс он набрал студентов самых разных национальностей.

Это сейчас ребята говорят, что мечтали петь олонхо с детства. Борисов посмеивается и уверяет, что это неправда. Просто действует сила убеждения. Своего рода национальная психотерапия.