03.08.2005 | 20:42

Живопись Якутии

Живопись Якутии – явление сравнительно молодое, но уже вполне жизнеспособное. Ее основные черты продиктованы особенностями якутского пейзажа. Отсюда - "горизонтальный" способ изображения, дальняя перспектива… Но самое главное – этнический колорит, который присутствует на многих полотнах. Над чем работают сегодня якутские художники и чем живет Национальный художественный музей в Якутске – в специальном материале "Новостей культуры".

Мастерские якутских художников после дождя. Картина не маслом, а вполне реальная. И не самая презентабельная. Но это беспокоит художников совсем мало. Главное, чтобы арендную плату не повышали, и было тепло. Но только в самих мастерских. Художника Михаила Старостина волнует проблема глобального потепления и то, как она скажется на северных народах.

Михаил Старостин, художник: "Когда будет глобальное потепление, северная культура перестанет существовать. И вот бегут северные народы со своим скарбом".

А с неба падают несеверные яблоки. Фантазия – пока ироническая. Еще Михаила Старостина увлекает графика, которую, не зная мифологии и истории якутского народа, не так-то просто понять. Например, в Якутии – крае озерном – на каждых два-три человека приходится по озеру. Мифологическое преувеличение. Но Старостин изображает охотника, который на голове несет озеро и рыбу – как воплощение мечты каждого якута. А вот – работа "Гость". Якутская притча о скаредном хозяине, угощающего своего гостя самой маленькой и костлявой рыбой. А что гость? – интересуемся у Старостина. "Гость обиделся и ушел".

Михаил Старостин много работает. Благо, что жители республики охотно заказывают картины и готовы за них платить. Вот только не всегда удается поделить свое время между творческими всплесками и заработком на жизнь. Поэтому и творческие процессы в республике замедлились, - считает директор Национального художественного музея Ася Габышева. Несмотря на более-менее благополучную культурную ситуацию, и художников, и работников Музея волнуют универсальные для всей России проблемы: отсутствие разработанной гонорарной политики и беспомощность Госзаказа. Поэтому – анализируя, над чем сейчас работают якутские художники, – Ася Львовна не может обойтись без выражения сожаления.

Ася Габышева, директор Национального художественного музея: "Пятно, цвет, броскость, лиричный пейзаж – но это от вкусов покупателей зависит. Жаль, что некоторые вещи, которые хотелось бы приобрести, уходят".

Однако кое-что приобрести все-таки удается. Но эти работы никто не видит. 30 лет у Музея не было своего помещения, и картины хранились в обыкновенном жилом доме, на первом этаже. Сейчас здесь оживленно: картины тщательно запаковывают, складывают в коробки и готовят к переезду. В конце августа будет открыто новое здание музея, в самом центре Якутска. Сейчас рабочие в форс-мажорном режиме реставрируют здание бывшей типографии. Директор музея каждый день приходит сюда. Говорит, что джинсы на это время стали ее привычной рабочей одеждой. Когда стройка будет закончена, предстоит обжить три этажа. Ася Львовна уже знает, где и что будет экспонироваться. На первом – работы российских художников, на втором – якутских, на третьем - будут проходить выставки.

Ася Габышева говорит: "Я думаю, что здание будет очень нарядным – несмотря на то, что оно старенькое. Но постарались, конечно. Здесь будет очень красиво".

Но главное, что здесь разместятся все лучшие работы якутских художников. Те, которые пролежали 30 лет в запасниках, и те, над которыми еще только работают".