10.08.2005 | 17:10

Композитору Гии Канчели исполнилось 70 лет!

Сегодня исполняется 70 лет композитору Гии Канчели. Выбор в пользу нынешней профессии он сделал еще будучи студентом геологического факультета – эта работа не требовала знания высшей математики. Автор музыки к полусотне фильмов и спектаклей с 91-го года живет в Антверпене, который напоминает ему родной Тбилиси. Рассказывают "Новости культуры".

Песенка "Чито-Гврито" - как рекламная афиша для Гии Канчели. Композитор говорит: "Обидно, песню, на самом деле, написал Данелия, я ему только помог чуть-чуть".

Когда студент Гия Канчели бросил геологию и пошел поступать в консерваторию – его приняли, несмотря на небольшое "но" - он не мог ни одной мелодии записать нотами. Нотную грамоту пришлось выучить – теперь сочинения Канчели исполняют Гидон Кремер, Юрий Башмет. Для них композитор пишет специально – вот только жанры своих произведений определять не любит.

Гия Канчели, композитор: "Мне кажется, это что-то между реквиемом, литургией и просто музыкой, которую я написал…"

Канчели и кино – это Канчели и Георгий Данелия. Знаменитое "ку" в фильме "Кин-дза-дза!" звучит под музыку Гии Канчели.

Канчели и театр – это Канчели и Роберт Стуруа.

"Кавказский меловой круг", "Двенадцатая ночь", "В ожидании Годо", "Ромео и Джульетта". Со Стуруа, говорит композитор, работать легко – хотя легко работать никогда не бывает.

"Аскет с темпераментом максималиста", - так про Гию Канчели сказал Родион Щедрин. Канчели – молчаливый философ, он словно знает о нашем мире что-то важное, но говорит об этом только с помощью музыки. Он иногда цитирует Набокова "музыка – великолепный обман". И добавляет, что талантливые люди обманывают талантливо, бездарные – бездарно. Музыка Канчели – всегда с легкой грустью и от нее всегда, хоть на секунду, но перехватывает дыхание.

Андрей Петров, композитор: "Когда я начинаю слушать музыку, все мои ощущения, что это друг, отступают на второй план, особенно если музыка меня захватывает".

Главный судья творчества Гии Канчели – это сам Гия Канчели. Которого больше всего трогает тишина – та, что бывает, когда оркестр завершил свою игру, дирижер опустил палочку, а публика еще не аплодирует. И чем дольше эта тишина – тем полнее счастье композитора.


Читайте также:

Гия Канчели - аскет с темпераментом максималиста