24.02.2012 | 10:13

"Школа драматического искусства" отмечает юбилей

24 февраля 87-го года спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Пиранделло в Москве открылся новый театр. Режиссер постановки, Анатолий Васильев предъявил новую форму театрального существования – театр как лаборатория и школа. Сегодня «Школа драматического искусства» отмечает 25-летие – в ожидании своего основателя. С 2006-го года – после конфликта со столичными властями – Анатолий Васильев работает в Европе. Но в прошлом году мастер получил официальное предложение вернуться в Россию и возглавить театр на Поварской. А в эти дни в «Школе драматического искусства» открыта выставка художника Игоря Попова, в союзе с которым были созданы лучшие васильевские спектакли. Рассказывают «Новости культуры».

Кажется, только вчера торжественно открывали еще не виданный в Москве театр – «Школу Драматического искусства» Анатолия Васильева. И вот уже – четверть века истории, в которой – сенсационные премьеры, долгая лабораторная работа по созданию собственной системы и скандальный отъезд из России Васильева, обвиненного в нерационально медленной работе.

«Я скажу, что это басни, – говорит художник-сценограф Игорь Попов. – На самом деле – он долго работает, «Серсо» мы долго делали. Вот из-за этого все это. Но это делалось долго по всяким разным причинам, то актеры уходили, а потом обратно возвращались, то еще что-то не складывалось. Все-таки театр на Таганке – это не собственный театр, как вот здесь, мы делали на Западе за неделю спектакль. Здоровенное произведение на 5 часов. «Сегодня мы импровизируем» Пирантелло.

Анатолий Васильев по образованию химик, Игорь Попов – архитектор. Но призванием обоих оказался театр. Вместе они творили новую театральную алхимию и архитектонику.

«Вот первый спектакль, который мы делали с Васильевым во МХАТе. Это «Соло для часов с боем», – вспоминает Игорь Попов. – Со старичками народными артистами – Яншин, Грибов… Это то, с чего все началось».

Те, кто видел уже ставшие легендарными спектакли, до сих пор помнят эти чудеса. «Шесть персонажей в поисках автора», «Серсо», «Каменный гость», «Плач Иеремии».

«Эта сила, сила творческого союза, замечательного союза, в том, как они осмысливают развитие пространства во времени спектакля, – говорит художник-сценограф Станислав Бенедиктов. – Игорь – замечательный архитектор. Он, как архитектор понимает, что пространство формирует поведение и движение актера на сцене. И когда Толя наполняет это жизнью и пытается разгадать эту тайну пространства, тогда возникает живой театр».

Новым шагом в живом театре Васильева-Попова стало здание «Школы Драматического искусства», совместно придуманное, построенное по тем же принципам, что и театральная система Васильева. От декораций к конкретному спектаклю они перешли к декорациям для определенного типа театра. «Школа Драматического искусства» – город, заполненный солнечным естественным светом, с улицами, площадями, переулками, каждый из которых подходит для театрального действа.

«Это какое-то удивительное помещение, здесь воздух внутри – между стенами, между углами он как бы материален, – считает режиссер Дмитрий Крымов. – Он вот от этого угла до этой лестницы его можно как чашку взять в руки».
На выставке – макеты, наброски, фотографии спектаклей родом не только из Школы драматического искусства. Здесь съемки зарубежных постановок. Публика видит их впервые. А это - фотографии к «Илиаде». Спектакль один из двух, сохраняемых в репертуаре. Второй долгожитель – «Из путешествия Онегина». После возвращения мастера, наверняка, появятся новые.

«И я жду очень много интересных идей, свершений, проектов от него», – говорит Главный режиссер театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко.

«Всему должен быть своей масштаб. Его нахождение в Москве, во всяком случае, формальная приписка его к московскому театру, это есть масштабная линейка ко всему, что происходит. Даже если он сидит и молчит», – убежден Дмитрий Крымов.

Впереди – снова чистые листы, которые только предстоит заполнить – творческими планами, рисунками пространств и новыми премьерами. Первое в списке дел Анатолия Васильева по возвращении к творчеству на родине – восстановление своей первой сцены в Москве – на Поварской. В выверенное до миллиметра, созданное по образу и подобию театральной системы Васильева здание на Сретенке мастер возвращаться не хочет.