16.08.2005 | 18:51

Проект "Нечто… из света, кожи и войлока"

В августе 91-го, после памятного показа "Лебединого озера" по всем телеканалам, одним из первых сюжетов, прошедших в новостях, стал репортаж из музея декоративно-прикладного искусства о выставке АРТ-кожи "ПИР" - праздник, искусство, ремесло. Именно эта выставка связала и подружила двух художников-дизайнеров – Александра Пилина и Сергея Яралова. Подружила настолько, что спустя 14 лет, в тех же стенах и тоже в августе, они решили представить новый совместный проект.
"Нечто… из света, кожи и войлока" рассматривала корреспондент "Новостей культуры".

Все началось с того, что один из балетмейстеров попросил Александра Пилина создать для спектакля костюмы из материала, неизвестного в Европе. Европе мало что нынче неизвестно, поэтому художник пошел от обратного – взял самый известный материал в России. В общем, пошел от тупого, серого и печального войлочного валенка.

Александр Пилин, художник-дизайнер: "Он оказался не просто притчей во языцех, а неким черным ящиком, в котором оказалось столько много всего, что он меня не отпускает в течение 15 лет".

Это сегодня он носит прозвище "мистер Войлок", присвоенное Пилину на выставке в Швейцарии, издает газету "Счастливого нового войлока" и пишет сказки про валенки; создает уникальную – и заметьте – вполне носимую обувь, пальто из войлочного кружева и даже свадебные платья – последние пользуются большим успехом в скандинавских странах. Для модниц – в Интернете с некоторых пор гуляет призыв – "хотите следовать стилю "Амели" - носите шляпы от Пилина. Да и накидки а ля "шаль первой жены шамана" в этом стиле вполне уместны. А процесс создания такой коллекции "войлок от кутюр" весьма сложен: шерсть – деревенская, неочищенная, красители – исключительно натуральные, валяние – только руками. Впрочем, как говорит художник: "Войлок – это его крест", ведь даже фамилия "Пилин" переводится как "войлок". От греческого "пилиона".

Фамилию второго художника – Сергея Яралова - тоже имеет смысл перевести. Вполне очевидно, что корень имеет общую основу с древнеславянским божеством солнца "Ярило". Вот, оказывается, откуда такая любовь к свету – черному и белому, "Свету всмятку" и "Свежему в количестве трех десятков". Апофеоз коллекции, он же лозунг дизайнера – "Храните свой свет в надежных банках". Но светом Яралов увлекся не так давно. Вначале была кожа. Любимый материал. Со своей фактурой, пластикой, декоративностью. Который в его творчестве прошел несколько эволюционных этапов – от утилитарного использования в создании эксклюзивных упаковок для ювелирных изделий до графических листов, когда кожа не прикладной материал, а материал для произведения искусства. Кстати, и Яралов не удержался от создания коллекции "от кутюр". Его манекенщицы – вазы, его ноу-хау – кожаные платья для цветочных сосудов.

Сергей Яралов, художник-график: "Нет, патент я не брал Это вообще, сейчас здесь первый показ только".

Каждый из художников по-своему решает в своих работах задачу соотношения искусства и ремесла, функциональности и абстракции, традиции и инноваций. А в результате получается удивительное "Нечто. Из света, кожи и войлока".