24.02.2012 | 12:42

Выставка, посвященная советской моде, открылась в музее-заповеднике "Царицыно"

Первая масштабная выставка, посвященная советской моде, открылась в музее-заповеднике «Царицыно». В экспозиции – платья из гардероба звезд эпохи железного занавеса. В годы дефицита сформировалось уникальное культурное явление – советская мода. Заграничных модных журналов тогда в стране не было, поэтому иконами стиля для миллионов женщин были звезды театра и кино, примы оперы и балета, артистки эстрады и оперетты. Как знаменитым женщинам удавалось не просто хорошо выглядеть, но и задавать тон, выяснили корреспонденты «Новостей культуры».

Кокетливые фасоны этих платьев доказывают: уж что-что, а мода в СССР точно была. Даже «железный занавес» не мог скрыть от мира наряды советских женщин. Это платье Клары Лучко обошло все европейские СМИ. Актриса появилась в нем на Каннском кинофестивале 1960-го года и журналисты сразу же окрестили его «красной бомбой Лучко». Видимо, эффект был «взрывной». Историк моды Александр Васильев двадцать пять лет собирал экспонаты для этой выставки по всему миру.

«Это платье, которое изначально принадлежало Людмиле Максаковой, которая одолжила его когда-то своей подруге, актрисе Наталье Селезневой для того, чтобы она могла блеснуть в нем в телепроекте «Кабачок 13 стульев», – рассказывает Александр Васильев.

И такие истории не редкость. Знаменитые актрисы не только одалживали друг у друга платья, но и часто сами шили и перекраивали уже готовые наряды. Это бархатное вечернее платье носила Людмила Гурченко. По легенде, звезда сама переделала фасон рукава на более актуальный.

Сразу два больших зала на выставке посвящены гардеробу Галины Улановой. Ведущая балерина Большого театра одевалась с большим вкусом: подбирала аксессуары под цвет наряда, выбирала прямые юбки, блузки и твидовые пиджаки – будто из гардероба английской леди.

После Лондонских гастролей Большого театра в 1956 году гардероб Улановой заметно пополнился яркими вечерними туалетами. У Галины Сергеевны была даже сумка из шкуры кенгуру. Впрочем, советские балерины были не только иконами стиля в своей стране, но и источником вдохновения всемирно известных дизайнеров. Вот платье Майи Плисецкой, подаренное ей самим Пьером Карденом. Модельер создавал для своей музы такие костюмы, в которых она могла бы свободно двигаться и постоянно танцевать.

"Модель «Радуга» очень характерна для эпохи хиппи, – говорит Александр Васильев. – Она отражает идею свободной любви, которая витала в воздухе в то десятилетие".

Аромат той поры - духи «Красная Москва». Кстати, созданные еще в 1904-м году – парфюмер Огюст Мишель назвал свое творение «Любимый букет императрицы», в честь Марии Федоровны. В советские годы француз стал главным парфюмером «Новой Зари» и немного изменил формулу духов. Так, из дореволюционной России приходили не только ароматы, но даже дизайн упаковок парфюмерии и косметики.

«Вот это, например, голубой ларец, – рассказывает искусствовед Марина Колева. – Это все сделано было до революции, когда был в моде стиль, новорусский стиль, так называемый, боярские такие ларцы».

Эта выставка рассказывает больше о стране, чем о моде. Легко отличить аскетичные 40-е от дискотечных 80-х с блеском страз и мерцанием пайеток. Менялись времена и нравы, но даже в эпоху тотального дефицита красота русских женщин покоряла мир.