19.08.2005 | 20:38

Подарок весом в четыре тонны

Подарок весом в четыре тонны получил сегодня, в День Преображения Господня, музей-заповедник "Коломенское", точнее Георгиевская колокольня. Набор новых уникальных колоколов оказался не только весом, но и качеством звучания приближен к тем, что век назад благовестили здесь. Корреспондент "Новостей культуры" стала свидетелем этого торжественного события.

Десять колоколов, отлитых на Уральском заводе, готовы к эксплуатации. Остался последний этап. Их нужно установить на колокольне. А это значит, рабочим предстоит поднять на 20 - метровую высоту в общей сложности четыре тонны.

Работа исключительно деликатная и требует огромного внимания монтажников. В процессе установки колокол не должен касаться стен звонницы. Даже при случайном ударе колокол может дать трещину.

Все непосредственные участники процесса надевают каски и страховочные пояса. Лестница внутри колокольни – на реставрации. Придется залезать по строительным лесам.

Алексей Картушин, монтажник: "Нам сначала прораб всю обстановку объяснил, что все должно быть спокойно, не спеша, чтобы смотрели в оба, чтобы не оступиться".

Сперва отслужили молебен. Затем колокола окропили святой водой. Желающие могут прикоснуться. На счастье. Дальше – первая проба звука.

Полтора с лишним века Георгиевская звонница в Коломенском – безмолвствовала. В 1841 году колокола сняли в связи с перестройкой храма.

Людмила Колесникова, директор Музея-заповедника "Коломенское": "В 1929 году последнее имущество было вывезено, и, может, там были колокола, они вывезены в неизвестном направлении".

Вполне возможно, старые колокола пошли на переплавку. Новые - отлиты с учетом звукового ряда. Звонари говорят, что слышно будет даже на другой стороне реки.

Это самый маленький колокол. Его вес составляет 6 килограммов, и вес его соответствует ноте до третьей октавы. ……

Каждый колокол рабочие сразу монтируют на предназначенное место. Единственному звонарю должно быть удобно держать в руках все струны.

Ну, вот и самый большой колокол - "благовест" подняли вверх. Вдесятером приняли его на мостках. Вес - две с половиной тонны. Осталось только закрепить, и можно начинать настройку.