29.08.2005 | 20:38

В столице Тывы Кызыле осенью состоится оперная премьера

В столице Тывы Кызыле этой осенью должна состояться оперная премьера. Событие для музыкальной жизни республики неординарное, поскольку национальной оперы у тывинцев пока нет. "Монге Аялга", по-русски - "Вечная мелодия" - так будет называться произведение, работа над которым идет ускоренными темпами и сразу по нескольким направлениям. Рассказывают "Новости культуры".

Республика Тыва. Священные для жителей места жертвоприношений шаманам. Многие из них находятся в доброй сотне километров езды от города. Но сюда приезжают. Помощь духов нужна в освящении браков. Или жилищ. Шаманам в Тыве неизменно верят. И когда встал вопрос: о чем писать первую в республике оперу, казалось, что без шаманов дело не обойдется. Но работающие над сочинением молодые композиторы - в долгих спорах и обсуждениях – решили модной темой не злоупотреблять. Опера под названием "Вечная мелодия" - это история любви на фоне средневековых столкновений Тывы и Китая. Таков был заказ республиканских властей, желавших, чтобы в Тыве появилась своя опера. Причем в самые кратчайшие сроки.

Екатерина Карелина, председатель Тывинского регионального отделения Союза композиторов России: "Многие из нас впали в отчаяние, потому что сроки назывались самые короткие. Вот тогда в моей голове возникла идея, чтобы авторы поработали вместе, коллективно".

За работу взялись сразу пять молодых авторов, памятуя об удачном опыте совместного сочинительства, предпринятом "Могучей кучкой" в XIX веке. Тывинские композиторы на могучесть пока не претендуют. Говорят, что просто интересно было поработать всем вместе, параллельно. Зачастую работали в соседних классах. Сочинив пару тактов, достаточно было негромко позвать соседа и тут же, не отходя от инструмента, обсудить с ним свою задумку. В результате получилась – по признанию экспертной комиссии – органичная, целостная партитура. Рассчитанная на реальные исполнительские силы: за неимением театра оперы и балета – на актеров местного драматического театра и созданный два года назад Национальный оркестр.

Репетиция оркестра. За дирижерским пультом – одна из авторов оперы; она же – руководитель оркестра Аяна Монгуш. Средний возраст музыкантов – двадцать лет. Играть в оркестре – очень престижно, - говорят они. Коллектив поддерживают местные власти. Поэтому уже преданиями старины – правда, неглубокой, - стали истории о том, что лет пять назад в штатном расписании тывинских оркестров значилась должность… пастуха. Да, именно пастуха, который выращивал баранов и овец – для того, чтобы скотоводческим натуробменом оплатить дорожные расходы в случае нечастых гастролей музыкального коллектива. Сейчас деньги выделяются из республиканского бюджета. И есть возможность не только своевременно платить зарплату музыкантам, но и покупать новые инструменты.

По всей республике проторили дороги, наладили постоянные контакты. Вот и в дальнее село к мастеру Биче-Оолу Ондару наведываются. Тот организовал производство рядом с домом, в сарае. Сейчас вместе с ним работают еще два мастера. Биче-Оол мечтает сделать свою скрипку Страдивари – по-тывински – игил. Даже в библиотеку ездил, книги читал. Секрета итальянского мастера, правда, так и не открыл. Но как делать инструменты – понял. Есть своя методика отделки шкур животных, необходимых для создания инструментов. Есть ноу-хау в обработке дерева. Все находится и постигается методом проб и ошибок.

Вот они – ошибки. Вывешены в ряд мастерской. Этот базанч оказался совершенно неприспособленным к тывинским морозам. А срок жизни этого игила оказался совсем короток. Попал он в руки к маленькому мальчику, тот его случайно уронил и разбился. Надо изучать и понять – почему, - говорят мастера.

Конечно, сельским мастерам, разбросанным по огромной республике, не хватает общения с коллегами, обмена опытом. Приходится постоянно изобретать велосипед. Зато в своем селе все родное, да и к земле ближе. Говорят, что питает она их - во всех смыслах. Теперь и повод для гордости появился: национальные инструменты из далекого села скоро зазвучат в столице Тывы, в первой национальной опере.