27.02.2012 | 09:50

Оперные сцены по поэме Гоголя в трех действиях на сцене Большого театра

В этом году в числе номинантов на театральную премию «Золотая маска» постановка Василия Бархатова в Мариинском театре, опера Родиона Щедрина «Мертвые души». Лучший оперный спектакль, лучший режиссер, лучшие оперные певцы – исполнители партий Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки. Список номинаций и номинантов внушительный. Как сама опера Щедрина, которую иные считают «последней великой оперой» ушедшего века. В постановке Мариинского театра, можно сказать, сошлись три столетия – гоголевский XIX век, щедринский XX и XXI, в который перенесено действие. В минувшую пятницу спектакль был показан в Москве в Большом театре. Рассказывают «Новости культуры».

Восемь номинаций на «Золотую маску», так эксперты оценили «Мертвые души» Мариинского театра. Задумок здесь хватает: планшеты, пятиметровые колеса. Такие пройдут по любому российскому бездорожью. Но лучше под них не попадать.

Птицы-тройки здесь нет, но есть огромные колеса. Они пугают даже своего создателя – художника Зиновия Марголина, одного из номинантов «Золотой Маски».

«Вы видите они движутся на нас, надо убегать, а то …», - говорит он.

Самый добрый Плюшкин – так критика окрестила героя еще одного номинанта – Светланы Волковой. Она знает, как отреагировал бы ее персонаж.

«Он бы подумал, что надо подарить им что-нибудь из старого хлама», – полагает актриса.

Ведь вручил же Чичикову поломанные серебряные часы, весь оркестр очень веселится над этим.

Впрочем, здесь не до веселья. На экранах с видеопроекцией – похороны. Типажи до боли наши, знакомые. У каждого бизнес. У Коробочки швейная мастерская. Манилов собирает мед на пасеке. Бывший партийный босс, Собакевич, произносит пафосные речи. Сергей Алексашкин, тоже номинант на «Золотую маску», с такими встречался.

«Когда за рулем вижу таких персонажей, которые говорят – ваши документы», – говорит артист.

Василий Бархатов – самый востребованный и креативный режиссер – тоже в номинантах. Спектакль делал про первого олигарха – Чичикова. Говорит, ничего не придумывал – все шло от Гоголя.

«Чичиков пилит бюджет, потом работает на таможне, – рассказывает Бархатов. – Все способы Гоголь открыл. Мы ругаемся на живых чиновников, но все это было и есть».

Родион Щедрин считает «Мертвые души» вечной книгой российской жизни.

«Это своего рода Библия, она объясняет многие поступки наши», – говорит композитор.

В репертуаре Маринки - пять произведений Щедрина. Здесь он свой композитор, любимый.

«Держава наша крупная, невнимание к живым классикам – глупость», – уверен Валерий Гергиев.

Сам Щедрин ничего не имеет против авангардной формы. Оценили ее и члены экспертной комиссии «Золотой маски», выдвинувшие постановку на премию в восьми номинациях.

Все материалы темы "Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012">>>