27.02.2012 | 11:16

В Ханты-Мансийске открылся Х международный кинофестиваль "Дух огня"

Триумфальное шествие «Артиста» по киноэкранам мира продолжается. Именно эту картину показали в Ханты-Мансийске, где открылся Х международный кинофестиваль «Дух огня». Его работу освещает съемочная группа «Новостей культуры».

Тридцать зрительских мест – ровно столько было в Ханты-Мансийске десть лет назад, когда кинорежиссер Сергей Соловьев задумал привозить сюда лучшие фильмы. Теперь это громадное пространство тайги, преображенное любовью к кино, называют одним из крупнейших киносмотров России.

Конечно, самое интересное место фестиваля – красная дорожка, но это также территория знакомства. Фильм-открытие кинофестиваля «Дух Огня» – это фильм «Артист» кинорежиссера Мишеля Хазанавичюса, главные герои которого также знакомятся на красной дорожке.

Ленту о том, как звук пришел в кинематограф – на момент открытия фестиваля уже признали лучшей картиной года во Франции. История о новых технологиях, меняющих нашу жизнь, рассказана в лучших традициях Великого Немого – и эта картина на самом деле о нас, считает Сергей Соловьев.

«Все озабочены очень изменениями технических условий показа – 3D, 4D, спецэффекты, попкорн еще горячее, еще больше – это все, по-моему, ерунда – и я не могу радоваться», – говорит Сергей Соловьев.

Кроме десятилетнего юбилея, на фестивале отмечают 80-летие со дня рождения Андрея Тарковского и Франсуа Трюффо. Как раз Трюффо был тем режиссером, который привел в кино Фанни Ардан. В этот юбилейный год она – почетный гость фестиваля. В Ханты-Мансийске Ардан представляет свой режиссерский дебют – картину«Прах и кровь», снятую в 2009 году. На открытии фестиваля Фанни Ардан получает специальный приз – за вклад в мировой кинематограф.

Среди десяти лент международного конкурса представлена только одна русскоязычная – это «Гамер» украинского режиссера Олега Сенцова. Подростковая драма на фоне «взрослых европейских проблем» – таких, как иммиграция в картинах «Незваный гость» бельгийского кинорежиссера Николаса Провоста или «Путешествие в Португалию» Сержио Трефо.

«Подбирали мы по принципу таланта, – рассказывает председатель отборочной комиссии кинофестиваля «Дух Огня» Андрей Плахов. – Мы искали людей, которые, как нам казалось, сделали уже достойные картины и это люди перспективные, которые сделают еще более замечательные произведения».

Председатель жюри конкурса, Резо Чхеидзе, в этом году кроме всех прочих картин будет судить и ленту, снятую в Грузии. «Белая как соль» – дебют Кети Мачавариани, скорее, экзотика для российского зрителя, в последнее время не знающего о современном грузинском кинематографе почти ничего.

«Несмотря на то, что все это как-то стихийно происходит, все равно талантливые люди появились, они заслуживают внимания», – считает Резо Чхеидзе.

Ханты-Мансийск находится на 60-ой паралели – как и Лондон, но все равно считается Севером, поэтому каждый год здесь – специальная программа фильмов кинорежиссеров северных стран – в этом году она представлена ретроспективой исландца Фридрика Тор Фридрикссона – о суровой природе и людях с иронией и горечью – в Ханты-Мансийске видят впервые.

«У меня сейчас три проекта, один из них, главный – на основе наших древних саг, но это очень дорогое кино, не знаю, смогу ли закончить съемочный процесс», – говорит Фридрик Тор Фридрикссон.

«Автопортрет художника Малявина с семьей» стал символом юбилейного киносмотра – ровно десять лет назад в местной художественной галерее его случайно увидел Сергей Соловьев и подумал, что если Югра – территория любви к искусству, то почему бы не любви к кино?