27.02.2012 | 12:40

Восемьдесят лет со дня рождения Элизабет Тейлор

На церемонии награждения премией «Оскар» вспоминали тех, кто ушел из жизни в прошлом году. Среди них – Элизабет Тейлор. Сегодня исполнилось восемьдесят лет со дня ее рождения. Чтобы стать легендой, нужно сначала умереть, эти слова актрисы, к ней самой отнести трудно. Элизабет Тейлор при жизни называли королевой Голливуда. Ее имя было синонимом женской красоты. Лицо Тейлор навсегда осталось в иконографии кино, и, как порой не пытались уверить критики, не было ее единственным актерским достоинством. Как и подобает великой актрисе, она сыграла свои лучшие роли, когда начала стареть, талантливо используя накопившиеся горечь и мудрость. Рассказывают «Новости культуры».

Во время съемок легендарной «Клеопатры» Элизабет Тейлор даже не пришлось вживаться в образ – она уже много лет сама была признанной королевой… Голливуда. Повсюду ее сопровождала свита: охранники, костюмеры, парикмахеры, врачи и, конечно же, толпа журналистов и поклонников. Об ее выходках на съемочной площадке и громких романах ходили легенды.

«Я очень люблю цитировать Клода Лелуша, который сказал: «Великие звезды, великие актеры отличаются тем, что у них на лице написана очень интересная для всех биография»», - отметил киновед Кирилл Разлогов.

Детство Тейлор провела в кинопавильонах. На съемках фильма «Лэсси, вернись домой!» 11-летняя актриса заработала свои первые сто долларов и прозвище «Лиз, первый дубль» за трудолюбие и покладистость. Но уже во время работы над следующей картиной – «Джейн Эйр»- от кротости не осталось и следа. Элизабет во время очередного дубля резко осадила режиссера картины - Роберта Стивенсона: «Не смейте кричать на меня и мою мать! Иначе, можете катиться ко всем чертям». И окружающие поняли - девочка усвоила главное правило фабрики грез: хочешь быть звездой, веди себя как звезда.

«Она и дралась на съемочной площадке. Режиссеры. Некоторых, извините, увозили со съемочной площадки в психиатрическую клинику в состоянии тяжелой депрессии», - рассказывает киновед Ирина Павлова.

Скандалы, громкие романы, трагедии, казалось, не отвлекали Элизабет Тейлор от карьеры, они работали на ее талант. Во время съемок фильма «Кошка на раскаленной крыше» актриса переживала смерть третьего мужа – продюсера Майкла Тодда. По иронии судьбы, он разбился в самолете, названном в честь жены «Счастливая Лиз». И не сразу согласилась на роль в фильме «Баттерфилд, 8»… Продюсеры просто вынудили ее сниматься.

С первых дней съемок актриса не разговаривала с режиссером Дэниэлом Манном – он общался с ней через ассистента. Элизабет заговорила, когда получала за эту роль «Оскара». Первого в ее карьере. Но была немногословна: «Я даже не знаю, как выразить свою благодарность за это и за все. Я только могу сказать спасибо, благодарю вас от всего сердца».

Спустя несколько лет на съемках «Клеопатры» Тейлор вновь шокировала всех. Сначала актриса запросила и получила небывалый по тем временам гонорар, в миллион долларов, а затем закрутила роман с партнером по фильму – Ричардом Бертоном. Во время съемок этой сцены Элизабет, сидевшая на 12-метровом троне, боялась упасть и влюбленный Ричард шел рядом в толпе технических работников, отвечавших за декорации. Об их романе писали едва ли не чаще, чем о самом фильме.

За десять лет брака они снялись в одиннадцати картинах. Но, пожалуй, самой громкой стала «Кто боится Вирджинии Вульф?».

Тейлор не побоялась сыграть вульгарную алкоголичку. И снова не прогадала – роль принесла ей второго «Оскара». В прессе писали, что именно эта награда положила начало разладу в семье актрисы. Потом были еще развод, лечение от алкогольной и наркотической зависимости, постоянная борьба с лишним весом. В 1976 году Тейлор сыграла в совместной советско-американской картине «Синяя птица». И здесь вела себя, как королева.

«Я в ленфильмовском коридоре видела Элизабет Тейлор лично. Она шла, за ней шла гигантская свита. Она шла в белом кружевном с блесками какими-то платье. Сбежался весь "Ленфильм"», - вспоминает киновед Ирина Павлова.

Вся жизнь Тейлор – будто лихо закрученный сценарий. Она прошла в свете софитов и под прицелами камер. И даже после смерти актриса продолжает работать на фабрику грез: Мартин Скорсезе уже готовится к съемкам фильма о королеве Голливуда.