05.09.2005 | 15:25

Новый сезон в БДТ имени Товстоногова

7 сентября в Петербурге, в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова, состоится пресс-конференция, посвященная открытию сезона и празднованию юбилея художественного руководителя БДТ, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Кирилла Юрьевича Лаврова.

***
Наступающий сезон обещает быть для БДТ им. Г.А. Товстоногова насыщенным и напряженным. В новом сезоне 2005-2006 гг. первой премьерой сезона станет "Квартет" Р. Харвуда с участием крупнейших звезд отечественной сцены А.Б. Фрейндлих, З.М. Шарко, О.В. Басилашвили и К.Ю. Лаврова.

Свое видение истоков драмы, объяснения сложной, неоднозначной судьбы творцов, внутреннего мира людей искусства представит режиссер Н.Н. Пинигин, в послужном списке которого уже есть схожий по тематике спектакль "Костюмер" того же автора, который с успехом идет на сцене БДТ.

Рональд Харвуд – автор многочисленных пьес и сценариев, лауреат Пулитцеровской премии написал пьесу на свою излюбленную тему: искусство и люди искусства, властители умов, кумиры публики. События пьесы разворачиваются в английской провинции; в доме для престарелых доживают свой век бывшие знаменитости оперной сцены.

В центре внимания автора четверо певцов, покорявших зрителей виртуозностью своего исполнительского искусства, жизнь которых была когда-то полна триумфов и блистательных побед... Тихая размеренная жизнь стариков взрывается вестью о предстоящем концерте: им предложено исполнить квартет из оперы Верди "Риготлетто". И, прежде чем они согласятся, каждый пройдет путь мучительных воспоминаний о прошлом, которого – увы!- уж никогда не вернуть, погрузиться в невеселые раздумья о настоящем и будущем. Каждый из них, вернувшись в прошлое, откроет тайны своей жизни, доселе никому неизвестные, признается в грехах, лжи и даже в предательстве. И груз прошлого отпустит, а все их существо сосредоточится на предстоящем концерте, где их грядущий провал также очевиден, как и потеря голоса. Однако они найдут в себе силы, выйдут на сцену – чтобы в последний раз исполнить свой знаменитый оперный квартет. Они свершили побег от своей печальной старости в мир божественной музыки и там остались навсегда.

Постановку весьма известной в России остроумной и яркой комедии положений известного английского комедиографа Питера Шеффера "Черная комедия" ("Темная история") намеревается осуществить режиссер А.Н. Максимов, поведав публике историю о молодом скульпторе, решившем с помощью хитроумной уловки устранить свои житейские проблемы. В желании стать знаменитым и успешным, богатым и счастливым, герой пускается в опасную авантюру. Через многие перипетии комедийного сюжета ложь становится явью, надежды рушатся… Однако для героя, казалось бы, трагический конец, оказывается прелюдией счастливой жизни в согласии со своей совестью, началом настоящей жизни в искусстве, где главным является не продажа, а творчество.

В спектакле заняты: Г.П. Богачев, И.З. Заблудовский, А.А. Носков, А.А. Куликова, К.О. Назарова и др.

Оригинальную интерпретацию классической драмы мирового репертуара, размышления о судьбе человека в истории и истории в судьбе человека предложит в новой постановке бессмертной "Марии Стюарт" Т.Н. Чхеидзе. В главных ролях – з.а. России Марина Игнатова и начинающая актриса, Ирина Патракова, недавно пришедшая в труппу БДТ.

"Мария Стюарт" Ф. Шиллера являет насыщенное образами огромное пространство для творческой фантазии художника. Ведь нет в ней переложения сухих исторических фактов, но создана динамичная, полнозвучная жизнь со всеми ее превратностями, противоречивостью чувств и поступков. Напряженная психологическая жизнь героев, искренние порывы, пылкие страсти, которыми столь щедро наделил своих персонажей великий драматург, возвышенный слог – сама поэзия! – всегда привлекали и привлекают постановщиков необычайным многообразием возможных трактовок, заложенных в этом произведении.

В творческих планах БДТ - обращение к пьесе Л.Н. Толстого "Власть тьмы", впервые увидевшей свет рампы в 1895 г. на сцене петербургского Театра Литературно-художественного кружка - той самой сцене, на которой сегодня играет свои спектакли Большой драматический театр. БДТ предложит современное прочтение произведения Льва Толстого в интерпретации главного режиссера Т.Н. Чхеидзе. Самое понятие "власть тьмы" для Толстого соответствует Евангелию, где тьма отождествляется с понятием ада и погибели, а свет ассоциируется с надеждой и раем. "Власть тьмы" выражает не только религиозные, но и философские идеи великого русского писателя. Тьма - это нравственная слепота людей, идущих на преступление ради удовлетворения самых низменных побуждений. Власть "тьмы" для Толстого - трагедия безысходности, тяжкой цепи грехов, опутывающих человека. Но "Власть тьмы" - и путь к нравственному возрождению через покаяние.

Реальность современного театра настоятельно требует глубокого художественного исследования изменчивой, многозвучной, противоречивой, столь удивительной, парадоксальной действительности. Так важно узнать, понять, кто же он, "герой НАШЕГО времени"! Вот потому сегодня требуется новая пьеса – талантливая, современная, новаторская. У режиссера Геннадия Тростянецкого возникла оригинальная идея: предложить драматургу Нине Садур сочинить новый драматический текст на основе сюжета знаменитой пьесы Эжена Ионеско "Носороги". Вместе с драматургом этот пытливо вглядывающийся в нынешнюю действительность режиссер намерен рассмотреть чрезвычайное явление: "оносороживание" людей. В новой пьесе события будут разворачиваться в маленьком провинциальном городке, населенном узнаваемыми персонажами. Ее герои говорят на том же языке, что и мы, да и живут они в нашей же стране в одно с нами время, так же, как и мы, жаждут счастья себе и своим близким. Переплетение их судеб, сама манера изъясняться, конфликтные взаимоотношения между ними отражают трагическую необратимость уподобления людей животным, процесс "озверения". И емкая метафора Э. Ионеско становится ключом к постижению происходящих процессов - нравственных, духовных, социальных. Что отнюдь не исключает лирики. Ведь в основе сюжета – отчаянное сопротивление человека пошлости, эгоцентризму, "окаменелому бесчувствию", жестокосердию и грубости. Ситуация, предложенная Э. Ионеско, столь парадоксальна, что таит в себе мощный заряд театральности. Она предполагает озорно-увлекательную, плодотворную игру жанрами: в ней видится гротеск, фарс, буффонада, драма и поэтически-образная лирика.

В числе камерных постановок, включенных в репертуарный план БДТ, весьма популярная пьеса С. Мрожека "Эмигранты" в сценической версии режиссера Н.Пинигина.