06.09.2005 | 19:43

Две недели в Москве будут гостить "старые фламандцы"

Всего две недели будут гостить в нашей столице "старые фламандцы". В Историческом музее сегодня открылась уникальная экспозиция – 14 полотен Питера Брейгеля-младшего и около 20 работ художников – современников Брейгеля. Все картины предоставила французская галерея De Joneckheere. Корреспондент "Новостей культуры" оказалась в числе первых зрителей.

Картины Питера Брейгеля-младшего привлекают прежде всего не красотой живописи, а занимательными сюжетами. Это городские и крестьянские жанровые сценки, написанные так подробно, что по ним можно изучать быт и нравы старых фламандцев. Чем-то они напоминают наших передвижников, правда, в них нет такой социальной остроты, как у русских художников. Зато в изобилии - свадьбы, кабачки, охота, ловля птиц. Развлекательный жанр был в моде у фламандской публики. Картины украшали дома богатых бюргеров. К тому же появился и рынок произведений искусства.

Вера Дажина, доктор искусствоведения: " Голландия была единственной страной среди европейских стран конца XVI –начала XVII века, в которой развивался художественный рынок. То есть то, что мы начали лет 10 или 15 тому назад в Голландии, существовало как основа творческих отношений художник- заказчик".

Питер Брейгель - младший работал в мастерской своего знаменитого отца Брейгеля -старшего, мужицкого. И конечно, много копировал его работы. Искусствоведы считают, что ничего оригинального ему не удалось создать.

Вера Дажина, доктор искусствоведения: "Но для нас сейчас и такие эпигоны интересны. Может, более интересны, потому что они показывают, как большое искусство расходится в массы, как оно потом адаптируется к такому широкому кругу интересов и более широкой аудитории".

Среди других фламандских художников, представленных на выставке, нет крупных имен. Сергей Третьяков и Сергей Щукин собирали картины малых голландцев, а живописцы второго плана оказались вне поля зрения коллекционеров. Сейчас пришло их время.