07.09.2005 | 20:00

"Кунсткамеры Габсбургов" гостят в Московском Кремле

"Кунсткамеры Габсбургов" гостят в Московском Кремле. Прибывшее из Вены "собрание редкостей" - так переводится слово "кунсткамера" - состоит не только из шедевров искусства, страсть к собирательству которых в этой королевской династии была безграничной, но и различных научных приборов. С "учеными штудиями и зрительскими наслаждениями" Габсбургов знакомилась корреспондент "Новостей культуры".

Кунсткамеры Габсбургов – самая богатая из известных в Европе коллекций. Возникшие в Европе в XVI столетии кунст – и вундеркамеры могут считаться предшественниками сегодняшних музеев. Коллекционирование тогда было всеохватным – разнообразные натуралии или изделия из них - аспидовы языки – акульи зубы, панцирь черепахи, рог носорога, янтарь, морские раковины. С одобрения алхимиков они почитались как талисманы и обереги. Вот, например, меч с эфесом из мощной ветки кораллов, который вполне ассоциируется с аортовой дугой над сердцем – понятно, что его нельзя было использовать по прямому назначению – меч просто нельзя взять за рукоятку – коралл рассыплется. Значит – это меч-оберег.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: "И надпись на этом мече – это заклинание, которое до сих пор не расшифровано, но ясно, что на таких символичных предметах буквы не имеют просто декоративного значения".

Кунсткамеры XVI-XVII веков собирали все самое новое, интересное, модное – календари, часы, компасы. Но высшим достижением считались так называемые автоматы – конструкции, имитирующие движением и музыкой жизнь. Настольный автомат "Триумф Вакха" - выдающееся в своем роде произведение искусства, создан в 1600-м году. Он не только двигается по столу и исполняет мелодию, но и может служить сосудом для питья.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: "Это очень интересно, очень любопытно, это то, что интересовало людей в то время, такого рода возможности, доведенные до совершенства".

Бесспорная удача выставки – портрет Рудольфа Второго в образе римского бога перемен – Вертумна, созданного классиком маньеризма Арчимбольдо. До последнего было неизвестно, приедет ли "плодоовощной" император в Москву – портрет хранится в Швеции и редко покидает пределы замка Скоклостер. На выставке в Успенской звоннице всего 34 экспоната. Но они дают максимально полное представление об уникальном собрании Венского музея.