28.02.2012 | 09:44

Премьера "Хованщины" состоялась в нью-йоркской Метрополитен-опера

Премьера эпической трагедии Модеста Мусоргского "Хованщина", представленная в понедельник в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера, стала одним из самых ярких культурных событий сезона.

Уникальность нынешней американской постановки оперы, которую сам создатель определил как народная музыкальная драма, в том, что она создавалась при непосредственном участии носителей русской культуры, языка и оперной традиции. Ведь и сам ниспровергатель канонов Мусогский считается одним из тех, кто сумел выразить в музыке душу русского народа.

Дирижирует спектаклем Кирилл Петренко, который является одним из самых ярких мастеров современности. В 2009 году после ухода главного дирижера, музыкального руководителя Большого театра Александра Ведерникова Петренко вошел в группу из пяти приглашенных дирижеров наряду с Александром Лазаревым, Василием Синайским, Владимиром Юровским и Теодором Курентзисом. Как ожидается, в следующем году к Петренко перейдет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы.

"Гениальная работа, гениальный режиссер и потрясающий человек", - с воодушевлением сказал о постановке знаменитый бас Анатолий Кочерга, который блестяще исполняет партию князя Ивана Хованского.

"Мы много с ним сотрудничали прежде, и я просто на небесах от счастья работать с ним", - убеждает артист.

На роли раскольницы Марфы, главы раскольников Досифея и князя Василия Голицына приглашены солисты Мариинского театра Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков и Владимир Галузин. Партию боярина Шакловитого ведет баритон Георгий Гагнидзе, Андрея Хованского - тенор Михаил Дидык.

Все эти имена - звезды первой величины в мире оперы.

"Хованщина" - сложная русская опера, такая же сложная, как русская душа. Но Мусоргский настолько потрясающий композитор, что две его оперы ставятся в разных операх мира чуть ли ни каждый год", - сказал  Абдразаков.

Метрополитен не возвращался к "Хованщине" более десяти лет. На сцене разворачивается эпическое действо - боярские заговоры и интриги, за которые расплачивается народ, приверженность старым традициям и неприятие навязываемого сверху, насилие и жертвенность. Действие происходит в 17-м веке во время всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа, и завершается восхождением на трон Петра Великого.

Опера раскрывает целые пласты народной жизни и показывает духовную трагедию русского народа на переломе его традиционного исторического и жизненного уклада.

Либретто написал сам Мусоргский, однако при жизни не успел завершить оперу, которую дорабатывал Николай Римский-Корсаков, а позже - Дмитрий Шостакович. Композитор не ставил целью воссоздать исторические факты, стремясь передать дух времени.

"Здесь нет исторической достоверности - история забывается за 20 лет и становится мифом. Но мои партнеры, которые заняты в опере, потрясающе подходят к живым и ярким персонажам, которых они исполняют", - восторженно отзывается о работе коллектива Галузин. 

Драматические сцены столкновения стрельцов с "потешными войсками" юного Петра (волею художников одетых в шинели и каракулевые ушанки формы НКВД) разворачиваются на фоне декораций храма Василия Блаженного. Одна из самых впечатляющих картин - сцена самосожжения староверов, в которой занята вся группа хора в составе 80 человек.

"У состава не было проблем с русским языком, думаю, их не будет и у нью-йоркской публики. Это красивая опера, это яркое зрелище, это понятные страсти и трагедии", - уверен Гагнидзе.

Первые искушенные зрители при обмене впечатлениями не скрывали восторга от увиденного спектакля и утверждали, что после прочтения либретто никаких белых пятен в понимании русской трагедии у них не возникло. Вопросов было только два - не приходится ли талантливейшая солистка Бородина родней знаменитому композитору, и "кто такие стрельцы".