19.09.2005 | 17:32

Премьера спектакля "Театр химер"

Имя Хосе Санчеса Синистерра в России мало известно. Пьесы современного испанского драматурга никогда не ставились. "Осада Ленинграда" привлекла внимание режиссера Михаила Бычкова. В новом сезоне неоднократный номинант "Золотой маски" приглашен работать в петербургский театр "На Литейном". В трактовке Бычкова пьеса сменила название, сместив акценты. О премьере спектакля "Театр химер" сообщают питерские корреспонденты "Новостей культуры".

Пятнадцать минут до начала спектакля. Режиссер Михаил Бычков дает последние "предпремьерные" указания актрисам. Этот спектакль как никакой другой ждет зрителя, говорит он. Потому главное – "слушать" зал.

Татьяна Ткач, народная артистка России: "Я редко встречала режиссера, который все умеет делать. Он следит за тем, как музыкальный цех работает, как осветительский. Он знает, что как, как монтировщики… Он просто конструктор!"

Режиссер-конструктор из воспоминаний строит на сцене особую реальность – ту, которой больше нет. Здесь десятки элементов недавнего прошлого: от коллективных собраний и красных флагов до бюстов вождей и специфической лексики.

Ты отдаешь себе отчет, Присцилла, ты вообще представляешь, да чего ты докатилась? Ты позволила себе попасться на удочку общества потребления! Представляешь, что с тобой сделала рыночная психология?!!

Но не только спектакль выстроен режиссером до мелочей. Переделке подвергся прежде всего сценарий. Когда Бычков прочитал предложенную ему театром пьесу Хосе Санчеса Синистерра "Осада Ленинграда", отреагировал категорично: "Это ставить нельзя!" К репетициям приступили только после сокращения первоначального текста на половину.

Михаил Бычков, режиссер-постановщик: "Там была тема какого-то омолаживания и каких-то гормональных таблеток. Тема пересадки волос и каких-то имплантатов японских, которые с облысением борются. Какая-то ерунда, которая большинству сегодняшних людей как до Луны!

Две актрисы – в прошлом соперницы, теперь подруги, 20 лет живут в разрушающемся, некогда революционном "Театре химер", где прошла их молодость. Сюжет, подходящий и для мелодрамы, и для политического памфлета. Бычков превратил его в философскую притчу с вопросительным знаком в конце. Что ждет театр химер? И есть ли он сегодня?

Михаил Бычков, режиссер-постановщик: "Наш театр – театр химер, безусловно, конечно!"