20.09.2005 | 19:56

Россия стала американцам ближе и понятнее

Россия стала американцам ближе и понятнее. На что и рассчитывали организаторы гигантской по масштабам экспозиции русского искусства в Нью-Йорке. Особый статус выставки "Россия!" подчеркнуло и присутствие Владимира Путина на открытии вернисажа. А что происходит в музее Гуггенхайма сейчас, каковы впечатления рядовых американцев от российской экспозиции? –специальный материал из Нью-Йорка корреспондента "Новостей культуры".

Детище Френка Ллойда Райта можно было бы просто потерять в окружении небоскребов Пятой авеню, если бы не многочисленные, появившиеся недавно баннеры с восклицательными знаками, провозглашающие, что для прохожих есть только один путь – выставка "Россия!".

В 10 утра – это час открытия, в музее выстраивается длинная очередь. Россия – восклицательный знак, - это звучит как призыв. Экскурсоводы сбиваются с ног, начиная свои объяснения рассказом об архитектуре здания – ведь именно знаменитая райтовская спираль задает темп и направление знакомству с русским искусством.

Валери Хиллингс, куратор фонда Соломона Р. Гуггенхайма: "Мы долго обсуждали, как расположить картины в этом пространстве – но здесь само здание дало нам ответ – каждый виток спирали соответствует периоду или витку в русском искусстве – с начала начал до недавнего времени".

Начало – иконопись XII столетия, минуя Бориса и Глеба и Богоматерь Владимирскую, зритель видит Левицкого, Брюллова, Айвазовского, Левитана, "Бурлаков на Волге", "Черный квадрат". Здесь задумывается надолго – и продолжает шествие к свету стеклянного купола - к завершающей инсталляции - Ильи Кабакова - "Человек, который улетел в космос". Что там дальше, за этой неизвестностью, американцы пока не знают, но надеются что в скором времени русское современное искусство будет представлено в музее Гуггенхайма отдельной экспозицией.

Томас Кренс, директор фонда Соломона Р. Гуггенхайма: "Этот проект скорее исторический - для того, что бы раскрыть историю России через искусство как минимум. Но задача максимум - показать, что русское искусство не существовало само по себе, оно влияло на весь мир".

Посетители о таких глобальных задачах не задумываются, но некоторые из них приходят в музей уже во второй или третий раз".

Пока посетители кидают монетки в фонтан музея, чтобы снова вернуться в Россию, кураторы и экскурсоводы готовятся к новому дню – завтра в 10 утра опять выстроится большая очередь.

Впрочем, устроители выставки, может быть, и поскромничали – по крайней мере американская пресса, и самое главное – посетители считают, что одного восклицательного знака в названии экспозиции явно недостаточно.