02.10.2012 | 19:50

95 лет со дня рождения скульптора Михаила Аникушина

Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Михаила Аникушина – скульптора, чьи работы украшают многие города по всему миру. Но есть среди них один, который просто невозможно представить без творений мастера, – Петербург. Это и барельеф «Победа», и монумент «Героическим защитникам Ленинграда». Отдельное место в творчестве Аникушина всегда занимала пушкинская тема. Своим кредо мастер выбрал строчку классика: «Добросовестность труда – порука истинного таланта». В мастерской скульптора побывали «Новости культуры». 

День рождения Михаила Аникушина почти всегда совпадает с первым днем занятий в Академии художеств. Даже небольшие скульптурные фрагменты в творческой мастерской Аникушина для его бывших учеников священны, ведь они вышли из рук великого мастера и внимательного учителя.

«Он мог сделать замечание ядовитое. Как хороший артист, он заводился, чувствовалось, что глаз у него горел. Не было этого, знаете ли, скучающего вида», – вспоминает скульптор Андрей Широков, ученик Михаила Аникушина.

Он выявлял суть движения и характера. Когда работал над памятником на Московском проспекте, купил кепку, пальто и даже перенял ленинскую походку. В итоге вышел не столько памятник Ленину, сколько самой порывистой революционной стихии. В народе этот памятник получил название «Танцующий Ленин». Когда к юбилею советской власти гранитный постамент «Медного всадника» решили почистить пескоструйным методом, Аникушин не позволил. Ему говорили: «Снимем слой гранита в полтора миллиметра – всего-то».

«Он утром вызвал такси приехал, тут рабочие начинают аппараты свои налаживать. Он тогда лег на пьедестал и сказал: "Пескоструйте вместе со мной". В результате привезли губки мыло и вымыли памятник вручную», – рассказывает дочь скульптора Нина Аникушина.

Поступок художника-гражданина не остался незамеченным. Теперь все монументы в Петербурге моют вручную. Художник ушел из жизни пятнадцать лет назад. Теперь уже ему хотят поставить памятник.

«Он доступный, народный человек, и я подумал, что именно это надо подчеркнуть. Ну, здесь не очень хорошо видно расстегнутые ботинки, чтобы удобно ходить по мастерской», – замечает автор памятника Михаилу Аникушину, скульптор Николай Краюхин.

Главная работа его жизни – Пушкин на площади Искусств. В 1957 году, когда памятник уже одобрила комиссия Министерства культуры, Аникушин пришел в мастерскую и разрушил готовую работу. Дух Пушкина упорно не хотел проявляться в безукоризненных скульптурных формах.

«Она была менее вдохновенной. Нельзя сказать, что она сильно изменилась. То же движение руки, фигура, а то, что он вложил в памятник, это другое качество», – заверяет друг Михаила Аникушина, руководитель скульптурной мастерской Григорий Ястребенецкий.

Этот образ стал художественным каноном, а сам Аникушин в одночасье превратился в живого классика.