26.09.2005 | 14:51

Пьеса "Татарин маленький" в постановке театра имени Комиссаржевской

Пьеса "Татарин маленький" за последние три года стала настоящим репертуарным хитом. Ее ставили в разных городах и странах в общей сложности два десятка раз. Кроме успеха театрального, пьесу оценили и в литературе – она получила главный приз на конкурсе "Московские дебюты" и участвовала в престижном "Антибукере". Режиссеры утверждают, что секрет успеха "Татарина маленького" прежде всего в многозначности. Текст допускает сотни трактовок. Одну из них представил петербургский театр имени Комиссаржевской. Рассказывают "Новости культуры".

Пьесу "Татарин маленький" ставили в двадцати театрах России. И везде ее жанр определяли по-разному: "нечеховская комедия", "почти водевиль", "хорошая история с плохим концом". В театре Комиссаржевской решили не экспериментировать с формой. И поставили драму. Правда, не в классическом, а в постмодернистском значении этого слова. Условно все: от поролоновых крыс до времени действия.

Алексей Злобин, режиссер-постановщик: "Весь век и есть история наша. Это может происходить и в самом конце XIX века, и в год смерти Чехова, 1904-м, и в 50-е годы XX века, и так далее".

Ткань сценического действа – череда реминисценций. Главный герой вспоминает "смешную фамилию" своего доктора – Овсов, а мошенники растят под окнами "урюковый сад" - вишневый для них слишком прихотлив. Персонажи ждут прибытия поезда – того самого, с которого началась история кинематографа. А многие диалоги и вовсе напоминают "Льва Гурыча Синичкина".

Кажется, если бы не слово "драма" на афише, все происходящее можно было бы воспринимать не слишком серьезно. Но режиссер вместе с драматургом приготовили зрителю неожиданный финал. Черное и белое меняются местами. Мечта героя увидеть небо в алмазах разбивается о быт. Урюковый сад все-таки вырубают. А на вопрос, при чем здесь "татарин маленький", ответит лишь финальная реплика спектакля.