29.09.2005 | 13:39

Выставка Валентина Левитина и Жанны Бровиной

29 сентября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного петербургского художника Валентина Левитина и скульптора Жанны Бровиной.

Валентин Исаакович Левитин родился в 1931 в Ленинграде. В 1956 году окончил Архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, после окончания которого четыре года занимался преподавательской деятельностью, а также посещал мастерскую цветного офорта при Харьковском Союзе художников. Художник самостоятельно овладел техникой живописи и мозаики. В 1960 году он возвращается в родной город и вливается в художественную среду Ленинграда. В его жизни начинается череда неофициальных квартирных выставок, давших начало новому движению в искусстве - нонконформизму. А в 1965 году его работы экспонировались на выставке молодых художников в Ленинградском отделении Союза художников СССР. Продолжая поиски и эксперименты в искусстве, он снова начинает преподавать, теперь в студии станковой графики. В 1975 году Валентин Левитин становится членом Союза художников СССР. А в 1991 году уже известный и признанный художник принят в Международную федерацию художников (IFA). Валентин Левитин участвовал более чем в 60 выставках в России и за рубежом.

Искусство Валентина Левитина было в 1970-х годах парадигматическим для ленинградского нонконформизма. По картинам Левитина историк сможет восстановить духовный мир семидесятников. Живопись Левитина лаконична, изменения в его творчестве происходят редко, двадцать лет художник исследовал сближенные тона в темной аранжировке, в 1990-х высветлил гаммы. В его творчестве царствуют три избранных мотива: чаша, дерево и башня, в 1990-х их дополняет изображение лица. Левитин искал такой тип картины, в котором время было бы единовременно, чтобы соединить в живописном представлении бесконечность его течения и момент мысленного слияния человеческого взора с миром.

В пластической системе Левитина важнейшая роль отведена цвету, способному представить время и пространство, внутреннее и внешнее, видимое и незримое.

Мотивы, которые Левитин предпочел для живописи, были свойственны церковному византийскому искусству, и неудивительно, что художник исполняет их не только в живописной, но и в мозаичной технике.

В 1970-х Левитин становится одним из создателей темного облика ленинградской нонконформистской живописи, вместе с сидлинцами А. Басиным, Е. Горюновым, одновременно с арефьевцами Р. Васми и Ш. Шварцем. "Ночь" цвета, хранившая тонкие, едва заметные гармонии, противостояла официальному заказу советского времени на яркие, соблазнительные, поп-культурные изображения. Художник-семидесятник, отказавшийся по той или иной причине от пути борца-диссидента, жил и работал во "внутренней эмиграции", как "вещь в себе". Ему достался аскетический мир, и в этом мире он был мастером тех немногих созвучий, тех редких вибраций, которые надлежало перенести на холст, потому что они принадлежали истинному времени. Нонконформизм как осознанный выбор был исходом из общесоветского времени, люди предпочитали менять и социальные, и биологические часы - спать днем, гулять ночью, трансформируя зримую советскую действительность в то незримое иное время, которое было в этом месте, когда в нем пребывала другая, полная настоящих ценностей культура. Темная гамма - тайный знак чести, разделяемой с тем, что осталось от былого петербургского общества. Темные картины делали нонконформистские мастерские похожими на небольшие святилища, где свет стоит не дневной, а особенный, от одухотворенных образов. Желанием истинного света и движется живопись Левитина.

Любимый прием художника — сопоставление архитектуры, башни с кроной дерева, с природной структурой, в котором выявляется все объединяющая , подобная кристаллам, форма. Из плотного, однородного фона и башню, и дерево выдвигает в сторону нашего взгляда кристаллообразующая сила живописи. Умозрение в картинах Левитина раскрывает духовное зрение, а потому башни и деревья, или чаши с плодами в арочных обрамлениях, похожие на устремленные в духовную сферу ритуальные сосуды, отсылают зрителя - к геометрии иконописи. Левитин создает сцену предстояния чаши с плодами и сосуда городской стене как иконной твердыне, но взгляд наш не заблуждается: перед зрителем, может быть, обычная глухая стена доходного дома. Теперь, когда в последние годы центр Петербурга меняется, живопись Левитина сохраняет нам память о прежнем облике города.

В экспозицию выставки, помимо живописи, графики и мозаик Валентина Левитина, включены несколько скульптур Жанны Бровиной, что оправдано и биографическими, и чисто творческими обстоятельствами.

Жанна Ивановна Бровина родилась в Ленинграде. В 1963 году, во время своего обучения в ЛИТМО, она познакомилась с Валентином Левитиным, и это стало для обоих толчком к творческим поискам. Их постоянное общение поддерживает творческий и человеческий союз на протяжении всей жизни. В 1966 году Бровина начала заниматься резьбой по дереву, не переставая искать свою скульптурную форму. В 1971 году она окончила ЛВХПУ им. В.Мухиной. Бровину называют уникальным примером скульптора, строящего свое творчество в культуре нонконформизма. Жанна Бровина принимала участие более чем в 40 выставках в России и за рубежом. В 1991 году она принята в Международную федерацию художников IFA.