04.10.2005 | 18:33

Искусство игольчатой анимации

Изобретением так называемой игольчатой анимации мир обязан русскому иммигранту в Париже Александру Алексееву. 70 лет назад он запатентовал игольчатый экран. Секрет создания фильмов, сделанных с помощью этого устройства, мастер хранил ревниво и долго: только в солидном возрасте 73-х лет он решил им поделиться и снял в Канаде документальный фильм о своей методике. Именно по этому фильму учился искусству игольчатой анимации канадский режиссер Жак Друэн. В отличие от предшественника, он делится своими секретами охотно. На этот раз в Москве. Сообщает корреспондент "Новостей культуры".

Вот этот странный предмет и есть знаменитый игольчатый экран. Правда, самый маленький из существующих. Всего 10 тысяч иголок. К слову сказать, все экраны были когда-то сделаны самим Александром Алексеевым, и никто после их не усовершенствовал. Два хранятся в Париже, и на них никто не работает. Два в Канаде. На одном создает анимацию Жак Друэн. Анимацию посредством света и тени. Ведь все изображение – и есть игра света и тени.

Жак Друэн, режиссер: "Если я начну выдвигать иголки сзади, то картинка становится чернее, а с обратной стороны светлее, там, где все иголки задвинуты – белый цвет".

Каждый кадр создается заново. Здесь нельзя нарисовать, подправить, что-то стереть. Здесь все мгновенно.

Жак Друэн, режиссер: "Я работаю непосредственно на камеру. Я на экране делаю изображение. Отхожу от него, смотрю и вижу, что получится, и снимаю".

Лучше всего эта техника подходит для ассоциаций, метаморфоз.

Жак Друэн, режиссер: "Воспроизводить в этой технике лицо трудно. Но возможно. И здесь важную роль играет память жестов. На ее основе ты и воспроизводишь потом вновь выражение лица и эмоции".

Жак Друэн в день создает пять секунд анимации. И это уже хорошо, когда возникают сложности, и секунда считается удачей. И все-таки режиссер продолжает работать один и не использует компьютер. Сохраняя дух, присущей только ручной, живой анимации.