05.10.2005 | 17:44

Государственный Русский музей на фестивале "Европалия"

4 октября 2005 года в Брюсселе (Бельгия) начал работу масштабнейший фестиваль "Европалия". Неологизм "Европалия" родился из двух слов: Европа и opalia (opalia - древнеримский праздник урожая) Тридцать пять лет назад несколько крупных культурных деятелей учредили фестиваль "Европалия" как платформу для культурных обменов. Задачей ее было познакомить публику с искусством европейских соседей.

Фестиваль проходит раз в два года. Нынешний - посвящен России. В этом фестивале примет участие 30 художественных и краеведческих музеев, включая ГРМ и ГТГ, а также российские и зарубежные частные собрания. Бельгийские зрители смогут познакомиться с шедеврами из Самары, Саратова, Казани, Петрозаводска, Нижнего Новгорода и т.д.

"Авангард: до и после" - так называется выставка, которую показывает Русский музей в рамках фестиваля бельгийскому зрителю. Построение выставки необычно: это - попытка показать, как рождался авангард внутри российского художественного процесса, из каких корней рос, что его питало. Показать очень сложный и еще не до конца изученный путь русского авангарда, зачатки которого обнаруживаются уже у некоторых художников-реалистов и художников-символистов девятнадцатого века.

Самая крупная экспозиция российского авангарда за рубежом включает в себя 436 произведений признанных мастеров, а также фоновые явления и работы менее известных художников. Среди них 245 шедевров из Русского музея.

Коллекция авангарда Русского музея достаточно широко известна, но на этой выставке зрителя ждут сюрпризы, ведь в экспозиции будут представлены произведения художников авангарда и из так называемых провинциальных музеев России, которые показываются нечасто, а также работы художников, вообще впервые экспонируемых. Благодаря этому стало возможным представить целостную картину такого многопланового художественного явления, как русский авангард. От реализма девятнадцатого века до реализма тридцатых годов двадцатого века - путь русского авангарда, который на выставке в Брюсселе представлен будет всеми своими гранями. Бельгийские зрители смогут увидеть работы Куинджи, Врубеля, Серова, Рериха, Петрова-Водкина, Малевича, Кандинского, Гончаровой, Шагала, Филонова, Дейнеки, Родченко и многих других.

Среди экспонатов выставки живопись, графика, скульптура, работы к театральным постановкам и рукописные футуристические книги, фотография и архитектурные проекты, произведения народного искусства, а также экспонаты под лозунгом "Искусство - в жизнь" 20-х годов ХХ века: плакаты, проекты оформления улиц, предметы декоративно-прикладного искусства, посвященные революционной теме.

Русский авангард, оттолкнувшись от опыта новых художественных направлений, обогатил их специфически национальным темпераментом и восприятием мира. Решающее значение для формирования нового художественного языка имело обращение к народному творчеству: традиционным промыслам, искусству лубка, вывески, к эстетике городской и сельской бытовой среды. Прообразом лаконичной, выразительной пластики русского примитивизма и беспредметного искусства стали формы древнерусской иконописи, - вечного эталона художественного произведения, переходящего от поколения к поколению русских мастеров.

Художники-новаторы поддержали Октябрьскую революцию, воспринимая переворот в искусстве и в обществе как составляющие единого революционного процесса. В России возникла целая сеть институтов, учреждений и комитетов, изучавших и развивавших новое искусство. Выставка "Авангард: до и после" впервые системно показывает деятельность этих организаций и представляет ряд забытых доселе мастеров, а также отражает бурную экспозиционную деятельность многочисленных творческих группировок.

В 20-е годы ХХ века большинство новаторов-экспериментаторов оказались вытесненными с ключевых позиций художественной жизни. Победу в политической борьбе одержали художники реалистических направлений, в частности, представители Ассоциации художников революционной России. На этом этапе творчество последователей авангарда составило альтернативу официальному искусству и ушло на периферию культурной жизни. Оно существовало лишь в камерных или прикладных видах искусства: в книжной иллюстрации, дизайне, сценографии и прикладном искусстве.

В годы господства соцреализма интерес к искусству русского авангарда поддерживался только на Западе, где работали многие художники- эмигранты, и выросло целое поколение исследователей и почитателей этого явления.

В наше время интерес к русскому авангарду пережил второе рождение, благодаря многочисленным выставкам, публикациям, открывшимся архивам, фондам музеев и коллекций. Явление авангарда было теперь осмыслено как полноправная часть мирового культурного наследия и признано "равным среди равных" в контексте модернистской культуры первой половины ХХ века.

Наследие этого художественного движения актуально и поныне, продолжая питать творчество современных мастеров всего мира.