10.10.2005 | 17:28

К юбилею Леонида Десятникова

16 октября исполняется 50 лет композитору Леониду Десятникову. Отмечать юбилей уже начали. До конца октября в Москве и Санкт-Петербурге продлится фестиваль "Любовь и жизнь Поэта". Симфонические и камерные произведения композитора, музыка к кино и театральным постановкам звучит в самых престижных залах. Один из главных гостей этого музыкального праздника – скрипач и руководитель камерного оркестра "Кремерата Балтика" Гидон Кремер. Приезд маэстро на фестиваль организовала московская филармония. Корреспондент "Новостей культуры" из Большого зала консерватории.

Леонид Десятников пишет музыку не для композиторов и не для публики вообще. Он пишет для некого идеального слушателя. На вопрос: "Каков он, идеальный слушатель?", - Десятников отвечает, что чем-то он похож на него, Леонида Десятникова.

Есть у Десятникова и идеальный исполнитель. Не предполагаемый, а реально существующий - Гидон Кремер.

Кремер говорит, что любит приключения и все новое. И хочет жить в своем времени, а, значит, играть произведения современников. На таланты у Кремера особенное чутье. Часто бывает так, что сегодня он играет сочинение малоизвестного автора, а через несколько лет автор становится знаменитым. Даже если этого не хочет. Как в случае с Леонидом Десятниковым.

Гидон Кремер, художественный руководитель оркестра "КРЕМЕРата Балтика": "Он знает, что быть знаменитым – некрасиво. Он, прежде всего, как говорил Глен Гульд, остается один на один с партитурой. Что-то удается, что-то менее удается. Он сам переживает, когда не совсем в 10-ку. Леонид Десятников – в десятку".

Перед тем, как уже слушателям показать очередное попадание Десятникова в десятку, Кремер отправляет своих музыкантов набраться сил.

Программа концерта – сложная: Шостакович, Лера Ауэрбах и сочинение Десятникова. Посвящается Кремеру, называется – по-дружески - "Как старый шарманщик".

Леонид Десятников композитор: "В этом содержится некая ирония, поскольку название "Как старый шарманщик" намекает на какие-то отношения, которые возможны только в близких отношениях. То есть это не парадный портрет.

В основе произведения – тема песни Шуберта "Шарманщик". Как говорит сам Десятников, "просто в один прекрасный день чужеродные – то есть десятниковские - элементы органично соединились с шубертовскими, и паззл сошелся". После чего и был подарен открывателю талантов Гидону Кремеру.