29.02.2012 | 19:41

В Москве проходит выставка-ярмарка народных промыслов "Ладья"

Хохломская роспись, палехские лаки, гжельская керамика известны всему миру. Каждый из народных художественных промыслов России уникален. А в последние годы произведения мастеров, продолжающих вековые традиции, и вовсе приобрели статус «музейной редкости» - в прямом смысле слова. Отечественный рынок наводнен дешевыми, преимущественно китайскими подделками. Шанс увидеть подлинники предоставляет «Ладья». Традиционная выставка-ярмарка народных промыслов проходит в столице раз в год. Но в этом сезоне мастера из 50 регионов страны решили провести дополнительную встречу – в преддверии весны. Рассказывают «Новости культуры».

Студентка Ольга Матюнина ловко перебирает коклюшки – выплетает кружево для платья. Работает в уникальной кукарской технике, зародившейся еще в начале восемнадцатого века в Кировской области. Еще недавно умирающий промысел, теперь возрождают.

«Мы сами придумываем рисунки, они называются «сколки», и потом их плетем, – рассказывает Ольга Матюнина. – В нем большое количество тесемок красивых, красивая скань – это такая цветная нитка, которая идет в центре».

На этой выставке – все изделия ручной работы. Рядом с узнаваемой дымковской игрушкой, знаменитые жостовские подносы. Эти вещи - больше, чем художественный промысел, визитная карточка всей страны. Но большинство уникальных промыслов буквально на грани исчезновения.

«Нет заказов на изготовление тех или иных изделий, – говорит первый заместитель председателя правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Виктор Антонов. – Сложно финансово выживать этим небольшим предприятиям. Там работают, как правило, 100-150 человек, они расположены в отдаленной сельской местности. Без государственной поддержки мы можем просто потерять то, чем пока владеем еще».

Эти же проблемы и у рязанских мастеров, выплетающих уникальное Михайловское кружево – единственное в стране – цветное. На небольшом предприятии работает сейчас всего 14 человек.

«Каких-то мастеров мы теряем, потому что не можем обеспечить достойной оплатой, но у нас работают люди, которые работают, в основном, за идею», – говорит мастер Наталья Ляшедько.

Другая проблема художественных промыслов – подделка. Чаще остальных подделывают Хохлому и Гжель. Но отличить настоящую, расписанную вручную, посуду можно.

«Должен быть цвет черепка белый и кобальт должен быть насыщенно-синим, и должен быть мазок – плавный переход от темно-синего к светлому, – объясняет художник «Гжельского фарфорового завода» Татьяна Сивова. – И множество тонких проработок, то есть, должен быть рисунок аккуратно выписан».

Но, несмотря на все проблемы, мастера продолжают заниматься своими промыслами. Здесь же на выставке дают мастер-классы всем желающим: может, среди учеников окажутся те, кто всерьез начнет изучать исчезающие ремесла.