17.10.2005 | 17:17

В БЗК впервые прозвучала кантата Георгия Свиридова "Светлый гость"

Ранние и поздние сочинения Георгия Васильевича Свиридова различаются настолько сильно, что порой кажется, что они принадлежат разным авторам. Он признан крупнейшим вокальным композитором, а большинство знает его как автора музыки к кинофильмам "Метель" и "Время, вперед". И все же есть произведения, которые еще не исполнялись на публике. В Большом зале консерватории впервые прозвучала кантата Свиридова "Светлый гость". Ее исполнил ансамбль духовной музыки "Благовест". Рассказывают "Новости культуры".

Учителя и ученики Георгия Свиридова, прошлое и будущее духовной музыки - таким образом была составлена программа концерта памяти великого композитора. И хотя здесь не прозвучали произведения автора, но можно было услышать его взволнованную речь, к сожалению, в записи, не очень хорошего качества. Композитор считал, что искусство должно вернуться к своему духовному предназначению, которое оно утратило за последние годы. В его дневниках сохранилась такая запись: "Моя музыка - некоторая маленькая свеча "из телесного воска", горящая в бездонном мире преисподней. "Учителями Георгия Свиридова были композиторы Московской синодальной школы – Чесноков, Гречанинов, Кастальский. Они повлияли на его служение духовной музыки.

Галина Кольцова, художественный руководитель и дирижер Ансамбля духовной музыки "Благовест": "Он вообще, мне кажется, чисто хоровой композитор. Но у него свой почерк, свой стиль, особая такая просветленная музыка".

Кантата "Светлый гость" на стихи Есенина была написана Свиридовым еще в 1975-ом году, причем, в трех оркестровых редакциях. Но в то время на нее никто не обратил внимание. Один из рукописных вариантов совсем недавно оказался в ансамбле "Благовест". И только сейчас состоялась премьера.

Антон Висков - ученик и последователь Георгия Свиридова - посвятил своему учителю произведение на стихи Есенина "Душа грустит на небесах". В последние годы жизни он много общался со своим учителем.

Антон Висков, композитор: "Сила его личности, сила его духовного воздействия была такова, что ты стоишь с неким приемником космических энергий. Когда человек стоял у него, он заряжался творчеством".

Диалог между учителем и учеником продолжается.