25.10.2005 | 18:05

Оперная трилогия "Бестиарий" в постановке Пермского театра оперы

Люди, львы, орлы и куропатки. А вернее – человек, в потемках души которого можно разглядеть то жука, то оленя, то жабу. В зависимости от литературного произведения, которое мы рассматриваем. Все это имеет отношение к оперной трилогии "Бестиарий" в постановке Пермского театра оперы. Ее мировая премьера состоялась в Германии, на международном фестивале Сакро-арт. Минувшим вечером трилогия представлена в российской столице на сцене Театра Наций. Рассказывают "Новости культуры".

Создатели "Бестиария" считают свой спектакль фестивальным. Он не предназначен для репертуарного театра. Бродячие артисты привыкли путешествовать по различным площадкам и осваивать новые пространства. Сегодня, из - за отсутствия оркестровой ямы музыкантов разместили прямо в зрительном зале, разобрав ряды кресел.

Вряд ли где –нибудь еще вам удастся посидеть рядом с первой скрипкой оркестра во время спектакля. Или наблюдать вблизи, как работает дирижер. Впрочем, то, что происходило на сцене , оказалось не менее удивительным. Четыре артиста показывают три новеллы. О жуке. Об Олене. И о жабе. Перед зрителем три сказки. Франц Кафка, Карло Гоцци, Ханс Кристиан Андерсен переплетены воедино. Идея весьма современна и актуальна – поиски зверя в человеке и наоборот. Никаких декораций. Играют в сукнах. Весьма условные костюмы. Ну а музыка… Когда коммивояжер превращается в жука, он начинает петь по звериному.

Алексей Парин, автор либретто оперы "Бестиарий": "Ничего с этим сделать нельзя, это его право, знаете в опере – сначала музыка, потом слова, либреттист должен всегда себя чувствовать обслуживающим персоналом".

Александр Щетинский, композитор: "Мне было интересно найти гиперстиль, в котором соединялись бы цитаты и аллюзии на музыку из старых времен до наших дней".

Пожалуй, это действо можно трактовать не только как экспериментальную работу, но и как отчаянный вызов на бой.

Георгий Исаакян, главный режиссер Пермского академического театра: "Нас все время шпыняют, тем что мы провинциальные театры, и что не не ваше собачье дело. Сидите и ставьте "Сибирского цирюльника" и будьте довольны, что вас датирует государство. И я думаю, что это не правильно. Я думаю, что живой театр это тот, который занимается современной музыкой"
.
Моцарт и Бах тоже когда-то были современными композиторами. И их ставили. А сегодня не дадим превратить оперу в музей. Таков девиз этих талантливых людей.