27.10.2005 | 19:04

Неизвестные рисунки Андрея Белого из архива "Наследие Штейнера"

Исполнилось 125 лет со дня рождения Андрея Белого – философа символизма, одного из самых ярких поэтов Серебряного века. К этой дате в Москве приурочена Международная конференция "Андрей Белый в изменяющемся мире". Нужно отметить, что это всего лишь вторая научная конференция, посвященная творчеству поэта. Первая была 25 лет назад в Италии. В рамках форума открылась уникальная выставка "Москва – Дорнах – Москва. Неизвестные рисунки Андрея Белого из архива "Наследие Штейнера". Работы, представленные в экспозиции, в России впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Для писателей, художников и ученых начала XX века поездка в швейцарское местечко Дорнах становилась паломничеством, ведь это был мистический центр Европы, здесь жил основатель антропософии Рудольф Штейнер, который учил освобождать свое сознание и достигать высших духовных миров. Его последователи даже возвели рукотворный "храм Духа" - "Гетеанум". Андрею Белому тоже пришлось сменить перо на мастерок. Тем не менее, большую часть времени он посвящал медитации, научным штудиям и главному - познанию себя.

Моника Спивак, заведующая Мемориальной квартирой Андрея Белого: "Этот самоанализ может быть в форме слов, в форме схем и в форме рисунков. В этом отношении рисунок представляет особую ценность".

Андрей Белый постоянно рисовал схемы не только своих стихов, но и схему собственной жизни. Вот жизнь Белого в Дорнахе, на графике – взлет духа. А в рисунках поэт выражал те откровения, которые приходили к нему во время медитаций или во время общения с Учителем - Рудольфом Штейнером. Эти символы и образы можно расшифровывать, как пророчества Нострадамуса.

Вальтер Куглер, директор архива "Наследие Р.Штейнера": "Тема этой работы – жертва. Когда человек рождается, он жертвует часть своей духовной субстанции. А черный участок на картине символизирует смерть, как новое рождение".

Именно в Дорнахе Андрей Белый обратился к теме самопознания, здесь он написал первую автобиографическую повесть "Котик Летаев". Предполагалось, что, познав себя, можно познать весь мир, но смысла жизни поэт так и не нашел.

Вальтер Куглер, директор архива "Наследие Р.Штейнера": "Нет, конечно, нет… Познание происходит постепенно. На какой-то ступени человек понимает, что он чего-то достиг, но как только человек это понял, познание исчезает и нужно искать новые пути в искусстве или науке…"

Для биографов поэта дорнахские рисунки – это дневник его духовной жизни, куда Белый скрупулезно заносил свои видения, фантазии и мистический опыт. Для историков искусства – очень хорошая графика поэта, который мог бы стать художником.

Выставка проходит в Мемориальном музее-квартире Андрея Белого (Арбат. 53, во дворе музея Пушкина).