28.10.2005 | 14:45

Коллекция тканей - в музеях Московского Кремля

В марте 2006 года музеи Московского Кремля будут отмечать свой 200-летний юбилей. Как известно, датой основания музея принято считать подписание в 1806 году Александром Первым указа "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей". Но первые попытки трансформации государственной сокровищницы в музей относят к тому времени, когда указом Петра Первого 1718 года некоторые вещи государственной казны были помещены в специальные шкафы для обозрения. Среди прочих были выставлены и старинные одежды. Мы продолжаем знакомить вас с музеями Московского Кремля. И сегодняшний специальный материал посвящен коллекции тканей, равной которой, по утверждениям специалистов, нет в мире. Слово корреспонденту "Новостей культуры".

Драгоценными тканями русский человек XVI века называл узорные, многоцветные, шелковые, парчовые и бархатные ткани. Драгоценными они считались еще и потому, что до XVIII века в России не существовало налаженного производства подобного текстиля – их привозили иностранные купцы и послы. В Описи царской казны 1640 года, например, половина всего документа отведена под статьи о тканях и одеждах. Ко времени издания первой научной описи музея в нем значились многочисленные памятники официального церемониала и придворной жизни России, связанные с важнейшими событиями истории и культуры. После октябрьского переворота экспонаты светского платья были переданы в ведение отдела по делам музеев и охраны памятников искусства при Наркомпросе. А после ограбления в 1918 году братьями Полежаевыми Патриаршей ризницы музей Кремля принял на хранение и уникальные раритеты русской церкви. Среди памятников ризницы, переданных в музей, особый интерес представляют саккосы – самые торжественные одеяния православных архиереев. Все они выполнены из драгоценных тканей самого высокого художественного уровня, нередко уникальных.

Инна Вишневская, заведующая отделом тканей музеев Московского Кремля: "Это ткани Востока, это ткани Европы, Италии, прежде всего. Из них шилось все на Руси, буквально все… Самые лучшие шли на вещи парадного назначения".

У каждого экспоната – многовековая биография. Саккос митрополита Дионисия, например, для специалистов интересен тем, что ткань была изготовлена в Турции, но специально для православного мира – об этом говорят вытканные сюжеты "Богоматерь Знамение". А для историков этот раритет – своеобразное раскаяние Ивана Грозного. Этот саккос царь повелел выполнить в память о царевиче Иване Ивановиче, о чем повествует выполненная жемчугом надпись. Или фелонь из Благовещенского собора Московского Кремля. Именно этот рисунок бархатной ткани, расшитой древним жемчугом, стал образцом для убранства ризницы, когда Екатерина Вторая повелела оформить ее в едином стиле. Экспонат в реестре хранилища тканей под номером один датируется 1364 годом. Мнококресчатый саккос митрополита Алексия – одна из немногих древностей, которая дошла до нас в первозданном виде.

Ирина Качанова, реставратор по тканям высшей квалификации: "Это подлинная вещь, украшенная крестами в окружении угольников. По преданию святитель был погребен в этом саккосе, и были обретены его мощи в этом облачении. Но ткань живая, она не была в захоронении".
Уникальная кремлевская коллекция нынче хранится в бывших жилых покоях патриарха Никона. В специальных контейнерах, сделанных по образцу походного сундука царя Михаила Федоровича, – новое, хорошо забытое старое. Но это активное хранение, а значит, драгоценные ткани периодически достают и показывают публике. Как писал в середине XIX века известный археолог Василий Прохоров: "Дошедшие до нас памятники искусства могут рассказать нам несравненно больше, чем подробные описания летописей. В них каждый штрих, каждая точка разъясняют и говорят о своем времени – верно, отчетливо и беспристрастно. Следует только с умением смотреть на это".