31.10.2005 | 18:41

Дом Мельникова

Удивительно, но факт – в Москве нет не только музея, но даже постоянной экспозиции, посвященной творчеству архитектора Константина Мельникова. Такой статус не имеет и знаменитый дом, построенный зодчим для своей семьи в Кривоарбатском переулке. В прошлом году на конкурсе "Золотое сечение" арт-группа "Камень" предложила свой вариант создания выставочных площадей рядом с домом Мельникова. Но победа молодых архитекторов в номинации "Экспериментальный проект" не сдвинула дело с мертвой точки. В чем проблема ? Об этом – специальный материал "Новостей культуры".

Кривоарбатский переулок в самом центре Москвы – район элитной недвижимости. Дома "с иголочки", недавно построенные или отреставрированные – удачная инвестиция для их владельцев. На таком благополучном фоне собственный дом архитектора Мельникова затерялся, выглядит забытым, как будто не от мира сего. Памятник архитектуры – не самая прибыльная категория зданий.

Этот дом в 29-м году Константин Мельников построил для своей семьи, на собственные средства. Его конструкция – это два вписанных друг в друга цилиндра; 108 окон создают необычное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. Дом сразу же стал московской достопримечательностью. Архитектор сам проводил здесь небольшие экскурсии, конечно же, совершенно бесплатно. Теперь дело отца продолжает сын – Виктор Константинович. Здание по-прежнему – его частная собственность. Но денег на давно назревшую реставрацию у пенсионера нет. Государство этот памятник архитектуры охраняет, но финансировать не обязано. Реставрация 97-го года - жест доброй воли со стороны московских властей.

Татьяна Раздольская, заведующий сектором советской архитектуры Москомнаследия: "Правовой базы на выдачу денег для здания, находящегося в собственности владельца нет. Надо искать обходные пути".

Проведенная с благими намерениями - реставрация обернулась неожиданными потерями.

Виктор Мельников, художник, сын К. Мельникова: "От соленого песка все деревья погибли. Тут были сирени, которые ароматили весь переулок. Все испорчено совершенно".

Дом трещит по швам и требует срочных материальных вложений. Но их пока взять неоткуда. Парадокс в том, что еще в 2001-м году были готовы все документы на передачу дома в федеральную собственность. До сих пор дар так и не принят.

Наталья Голубкова, советник сектора советской архитектуры Москомнаследия: "Это должно делать министерство. Они должны заказывать экспертизу. Целая процедура, которая не была осуществлена".

Москве Виктор Константинович передавать свой дом и сам не спешит: боится повторения истории с реставрацией. Город к тому же буквально наваливается на дом Мельникова - идет активная, если не сказать – агрессивная застройка Кривоарбатского переулка. Дом оказался в каменном мешке, им практически неоткуда любоваться. Не может быть речи и о том, чтобы одно из близлежащих зданий, как планировалось раньше, использовать под выставку проектов, архивов, макетов Мельникова. Они по-прежнему находятся в самом доме, который не способен принимать посетителей. И все же создать музей можно. Архитекторы арт-группы "Камень" предложили на торце соседнего дома за стеклом создать галереи на шести уровнях. Стена превратится в выставочное пространство, а галереи – станут точками обзора дома с разных уровней и ракурсов. Получается музейный комплекс, где дом Мельникова – главный экспонат. Решение довольно простое и дешевое.

Вадим Греков, автор проекта: "Возникла даже большая инициативная группа ребят, московских архитекторов, которые предлагали взять скинуться и построить самостоятельно эту штуку. Но это нельзя сделать так, по собственной инициативе, это должна быть инициатива со стороны города".

Круг замкнулся. Пока государство не станет хозяином памятника, в его судьбе ничего не изменится. Виктор Константинович Мельников остается смотрителем дома. Принимать посетителей слишком часто ему уже не позволяет здоровье. Но он по-прежнему проводит экскурсии по дому, понимая, что они – это пока единственная возможность показать уникальное архитектурное произведение.