10.11.2005 | 19:10

Выставка произведений Андрея Красулина

10 ноября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного московского скульптора и живописца Андрея Красулина, организованная к юбилею мастера.

Экспозиция включает 20 произведений скульптуры, 10 живописи и 50 гравюр разных лет.

Андрей Николаевич Красулин родился в Москве в 1934 году. В 1953 Красулин поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище на отделение монументальной и декоративной скульптуры, где его учителем был Саул Рабинович. За годы обучения в художественном ВУЗе молодой художник оказался "преисполнен отвращения к тому, что в училище называлось скульптурой". Отказавшись также от идей отечественного андеграунда, Красулин направил свои силы в монументально-декоративную скульптуру.

В конце 60-х годов скульптор разработал серию так называемых "садов и растений", в которой натуральные предметы превращаются в абстракции. Из бросового материала - поленьев, дощечек - Красулин создает беспредметные барельефы, которые в 80-е годы оформляются в целые серии "Заборов" и "Стен". А в 70-е он вводит в свои работы элементы поп-арта.

В 1979 году после "Выставки произведений московских художников" на Кузнецком мосту его работу приобрел Русский музей. В последние десятилетия Красулин больше работает в живописи и графике. В этом виде художественного творчества он все решительнее отказывается от изображения реального предмета и обращается к искусству беспредметному, в котором действует язык формы, ритма, пропорции и ассоциативных связей. В новом большом проекте, работа над которым началась в 2000 году, Красулин экспериментирует в новой для него технике – печатной графике. В этом проекте два участника: литератор и художник. Литератор – Л.Е.Улицкая, жена художника, чьи рукописи использованы в офортах, Красулин превращает их в изобразительную форму. Черновики – это рукописный поток, (несущий на себе и печать личности, и ушедшего времени), а также и машинописный текст (в котором стихия “рукописания” упорядочена), становятся объектом графической интерпретации художника. Красулин изобретает множество приемов, ксерокопируя и увеличивая фрагмент рукописи, часть строки, даже часть буквы. Живая ткань текста становится фоном для печати, в которую автор вводит свои излюбленные графические мотивы – призму, трилистник, консоль, орнамент.

На выставке представлены ранние произведения мастера: глиняные "Головы" (1960-е), "Портрет отца" (1969, медь) и "Портрет" (1979, камень), свидетельствующие об интересе автора к традициям искусства архаики, примитива, лишенного описательности и воплощающего отвлеченные понятия.

1970-е годы для отечественного искусства были временем открытия древнерусского зодчества, деревянной скульптуры, Эти традиции использовал в монументально-декоративных работах скульптор. (Драматический театр в Туле, 1969). Скульптуры Красулина, выполненные в дереве – это произведения, "помнящие" о своей исконной связи с архитектурой, они конструктивны и монументальны. В одних работах он сохраняет цельность мощного ствола дерева ("Герой", 1974), а иногда, наоборот, использует возможность организовать в целое отдельные "плашки" или "отщепы", имеющие различные силовые векторы ("Геральдический рельеф", 1979, "Карнавальная фигура", 1978). У Красулина всегда обнажен сам технический прием, обнаруживающий волевое начало мастера, энергию творческого акта. В работе над эскизом памятника В.В.Высоцкому он использует прием сквозного рельефа, "рваного", жесткого прорыва в толщу инертного материала, создавая своеобразную пластическую метафору творчества поэта и певца – знаковой фигуры своего времени.

В живописи художнику близки традиции русского авангарда 1910-х – 20-х годов. Для художника абстрагирование от обыденности является способом увидеть жизнь в ее основных категориях: зарождения и исчезновения, хаоса и порядка…