10.11.2005 | 20:27

Карл Булла и сыновья

Карл Булла и сыновья - самая именитая фотографическая династия Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX веков. Сам Карл Карлович писал о себе в одном из модных журналов того времени: "Старейший фотограф-иллюстратор. Снимает все, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном освещении". И действительно в объектив его камеры попадали Государь Император и члены царской фамилии, лакеи и артисты, художники и пожарные, писатели и дворники. Редкие снимки из частных коллекций впервые представлены публике. Подробности у корреспондентов "Новостей культуры" из Санкт-Петербурга.


Десять пролетов и винтовая лестница. Крутой подъем в петербургское фотоателье №1 - своего рода символ карьерного взлета Карла Буллы. Прибалтийский немец с переездом в Россию приобрел не только профессию, но и новый вариант звучания имени.

Андрей Каминский, правнук Карла Буллы: "Вообще, правильно БУлла. В немецкой транскрипции он не Карл Карлович Булла, а Карл Освальд БУлла. Но потом, когда уже в России он оформлял документы на постоянное место жительства, там уже появилось Карл Карлович".

Первая самостоятельная фотография Буллы сохранилась чудом в частной коллекции. Исследуя негативы, историки заметили: на большинстве снимков у героев расширенные зрачки. Точного объяснения пока нет. Возможно, виновато несовершенство пленки. А быть может, обычное сегодня фотографирование тогда воспринималось иначе.

Юрий Сергеев, историк фотографии: "Еще люди боялись фотографироваться. Они могли сравнить это со сглазом. То есть некто, кто-то на него смотрел, фиксировал. Это напоминало непонятную вещь".

Салонные портреты приносили хорошие деньги и славу. Но в истории Булла останется, прежде всего, фоторепортером. Он первым вышел с камерой на улицы Петербурга. Техника весила десятки килограммов. Поэтому помощники возили за Буллой телегу с аппаратурой.

Бурная дискуссия. Специалисты обсуждают, где сделана зарисовка "Каменщики". Фотографии Буллы могли бы помочь при реставрации петербургских памятников. Но в конце XIX века дома на Невском поменяли нумерацию. Четная сторона стала нечетной, и наоборот. Поэтому пока остается только сравнивать: Невский глазами Карла Буллы и современный вид с балкона его фотоателье.