02.03.2012 | 14:24

В Москве открывается XXXII Антикварный салон

2 марта в Центральном доме художника открывается XXXII Российский антикварный салон, традиционно считающийся основным событием весеннего сезона на отечественном антикварном рынке. Салон – это не только крупнейший смотр, на который галереи представляют лучшие работы из своих коллекций, это еще и возможность оценить состояние антикварного рынка в России, выявить актуальные тенденции, а для кого-то еще и пересмотреть ценовую политику. А также воочию познакомиться с предметами искусства, до того как они уйдут в частные коллекции и музеи.

Традиционно в рамках Антикварного салона будет представлена некоммерческая специальная экспозиция. На этот раз – это выставка «Живописный и акварельный портрет в России XVIII – первой половины XIX веков. Из собрания В.Н. Набокова-Алексеева», на которой экспонируются работы лучших российских портретистов данного периода: Н. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, П. Соколова. Многие работы, представленные в экспозиции, не выставлялись в течение долгих лет. Так парадный портрет графа Григория Кушелева, написанный Дмитрием Григорьевичем Левицким в 1799 году, не выставлялся со времени монографической выставки живописца в 1922 году в Третьяковской галерее.

Крупные галереи к каждому Салону стараются подготовить тематические экспозиции. Этой весной сразу несколько участников представляют произведения театральных художников:  Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Наталья Гончарова и других художников, которые отражают сложную и богатую картину отечественного театрально-декорационного искусства первой половины ХХ века, включающую «мирискусническую» линию, неоклассическую традицию и конструктивистский театр. Оформление спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева и театральная декорация советского периода в работах Юрия Пименова и Екатерины Зерновой также будут представлены на экспозиции.

Отдельного упоминания стоит проект «Театр» известного московского коллекционера Елены Зениной, в рамках которого экспонируются работы талантливой художницы, ученицы Евгения Лансере, Ирины Штенберг. Ее творческая жизнь начиналась ярко, ее работы высоко ценили коллеги и зрители, но после ареста мужа в 1937 году успешная карьера художницы фактически оборвалась – она продолжала работать в театрах, но о масштабных выставках и каких-то крупных проектах можно было забыть. В экспозиции представлены эскизы костюмов, сделанные в 1938 году для постановки комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в одном из тбилисских театров.

В последние годы растет интерес к стилю модерн. «Русский модерн в иконе и интерьере» – мебель и предметы интерьера художественных центров Абрамцева, Талашкина, Сергиева Посада; иконы замечательных мастерских Карла Фаберже и Павла Овчинникова также будут представлены в рамках Салона.

Эпоха ар деко представлена проектом «Интерьер парижской квартиры между двумя мировыми войнами». В экспозиции - уникальные предметы декоративно-прикладного искусства 1920-1930-х годов, созданные лучшими мастерами своего времени, произведения которых являются частью коллекций отдела декоративно-прикладного искусства Лувра, Пале де Токио и музея Метрополитен.

Любители русского фарфора останутся неравнодушными к коллекции скульптур из серии «Народы России», модели которой были созданы на заводе Гарднера после 1862 года (серия изготавливалась до 1917 года) по хромолитографиям из этнографического атласа «Народы России», изданного под редакцией Т. Паули в Санкт-Петербурге. Скульптуры из этой серии являются редким образцом русского коллекционного фарфора, чрезвычайно редко встречаются на антикварном рынке и очень высоко ценятся. 

Армен Апресян

tvkultura.ru