11.11.2005 | 19:21

Видеоинсталляции "Сожженная поэма"

Комната, в которой жила Анна Ахматова в послевоенном Ленинграде, сегодня, спустя многие десятилетия, вновь "обрела" свою хозяйку. Здесь были показаны две видеоинсталляции "Сожженная поэма", подготовленные английским искусствоведом Пам Скелтон. Это - первый проект, созданный современным художником для мемориальной экспозиции Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Две видеопроекции на стене в комнате, где поэтесса в 1945 году встречалась с Исайей Берлиным, и на поверхности старого зеркала, основаны на подлинных событиях.

Легендарная встреча Ахматовой с Берлиным, будущим выдающимся британским философом, а тогда сотрудником британской дипломатической миссии, состоялась в ноябре 1945 года. Гость стал для нее первым человеком с той стороны "железного занавеса". Их беседа длилась почти до утра: они говорили о жизни Ахматовой в Ленинграде перед войной, о судьбе ее поколения - о Николае Гумилеве, Осипе Мандельштаме, друзьях, еще в 20-х годах уехавших за границу, о ее стихах, которые для Берлина, любившего русскую литературу (он родился в Риге, а детские годы провел в Петрограде), были открытием способности поэзии сопротивляться террору. Берлин вскоре вернулся в Англию, а поэтессу ждало Постановление ЦК партии, исключение из Союза писателей, слежка, запрет на публикацию стихов. Но образ Берлина - Гостя из Будущего - вошел в "Поэму без героя", над которой она работала два последних десятилетия своей жизни.

Видеопроекция в зеркале связана с историей сожжения Ахматовой своих стихов. Из рассказов современников, в частности, Лидии Чуковской известно, что поэтесса несколько раз сжигала свои рукописи в квартире Фонтанного дома. Это случилось, когда она писала "Реквием" и в 1949 году, после четвертого ареста ее сына Льва Гумилева. Опасаясь за его жизнь, она сожгла огромную часть своего литературного архива. Уничтожение своих рукописей Ахматова называла "самосожжением" или аутодафе.

Скелтон создавала свое произведение непосредственно на том месте, где оно экспонируется. Работа продолжалась два года, характерно, что прошлых жильцов Фонтанного дома сыграли его нынешние обитатели. Воссоздавая разновременные сцены с участием Ахматовой, автор последовательно пригласила на роль Анны Андреевны трех сотрудниц музея - Наталью Павлову, Маргариту Чекоданову и Светлану Александрову.


//ИТАР-ТАСС