02.03.2012 | 15:48

Мир кино Марксэна Гаухмана-Свердлова

Один из уникальных кинохудожников второй половины ХХ века. Так отзываются о Марксэне Гаухмане-Свердлове работавшие с ним режиссеры. Жизнь Марксэна складывалась так же затейливо, как соткалось имя из фамилий двух знаменитых теоретиков коммунизма. Хотел стать архитектором, а оказался на Ленфильме. Испытывал страсть к режиссуре, но так и остался в титрах многих замечательных фильмов лишь художником-постановщиком. Друзья впервые собрали его эскизы для отдельной экспозиции, в название которой вынесли заглавие одного из лучших фильмов Гаухмана-Свердлова «Прошу слова». Рассказывают «Новости культуры». 

Фильм «Прошу слова» вышел на экраны в 1975 году. Это был третий фильм, над которым режиссер Глеб Панфилов работал совместно с Марксэном Гаухманом-Свердловым. Архитектор по образованию, свое призвание он нашел в кино. В 1958 году пришел на киностудию «Ленфильм».

«Марксэн делал эскизы и в эскизах уже угадывал атмосферу фильма. Он как бы решал уже какие-то режиссерские задачи. Особенно он передал быт советских людей среднего класса, как сейчас называют. Немножко однообразный, с его тумбочками, комодами», – говорит художник Рашид Доминов.

Особенно трепетно художник относился к теме войны. Его эскизы к фильму «В огне брода нет» были монохромными. На выставке представлены черно-белые работы к сценам «В санитарном поезде» и «Казнь». Сейчас они существуют уже как отдельные картины, но композиция и интерьеры, которые были воплощены в кино, легко узнаваемы.

«Он делал фильмы с Сергеем Соловьевым. Несколько фильмов, включаю "Ассу". Меня это заинтересовало, я стал смотреть сами работы и обнаружил, что они передают время, коммутируют, аккумулируют в себе. Это совершенно потрясающе. Это такая эскизная эстетика», – поясняет куратор выставки Вадим Гинзбург.

Почти все наследие Гаухмана-Свердлова – это эскизы к фильмам. Картины на отвлеченные темы он писал редко, лишь в студенческие годы и минуты отдыха. Его мечта стать режиссером так и не осуществилась. После работы над фильмом «Моя жизнь» он решил подать заявление на режиссерские курсы к Григорию Козинцеву, куда его не приняли.

«Это было такое серьезное потрясение для него в его жизни, почему он был всегда соавтором картины, соавтором режиссера, соавтором сценариста», – говорит художник-постановщик Марина Азизян.

Художник много времени посвещал работе. Свои нереализованные идеи в кино смог воплотить в ленинградских театрах, куда его часто и охотно приглашали работать сценографом. Ну а мир кино Марксэна Гаухмана-Свердлова впервые представлен на этой выставке.