15.11.2005 | 15:30

К юбилею метро

Юбилейная панорама "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. К 50-летию открытия" приняла сегодня многочисленных посетителей в залах Невской куртины Петропавловской крепости. Более 150 листов архитектурной графики, рисунки, фотографии, архивные документы, другие экспонаты из фондов Государственного музея истории города представляют историю проектирования и строительства петербургского метро.

Первые проекты подземки в Санкт-Петербурге восходят к еще 1880-м годам. Один из наиболее серьезных и аргументированных был предложен правлением Балтийской железной дороги в 1889 году, он предусматривал соединение всех городских вокзалов. Эта идея и легла в основу схемы ныне действующего метро. Всего до 1917 года на рассмотрение Городской думы было направлено около 20 вариантов, в частности, предлагалось устройство наземных, подземных и подвесных (на металлических и железобетонных эстакадах) скоростных трасс. Но в те годы, несмотря на острую необходимость решения в российской столице транспортной проблемы, ни один из предложенных проектов не был реализован.

Документы экспозиции показывают, как к вопросу о создании метро в Ленинграде вернулись в конце 1930-х годов. Великая Отечественная война прервала начавшиеся работы, они возобновились лишь в 1946 году. А через десять лет, 15 ноября 1955 года станции первой очереди метрополитена были открыты для горожан, начались регулярные пассажирские перевозки. В 1970-1980-х годах существующие линии были продлены до новых городских районов.

Современный этап проектирования и строительства метро широко представлен проектами ведущих ленинградских архитекторов второй половины минувшего столетия. Экспозицию дополняют уникальные фотографии, кинохроника 1955-2005 годов, запечатлевшая все значительные события в истории ленинградского-петербургского метрополитена, рисунки и полотна художников города на Неве, связанные с темой прокладки глубочайшей в мире подземки.

//ИТАР-ТАСС