16.11.2005 | 00:00

Пиотровский Михаил: "Культуре пиар очень нужен"

Интервью с М. Б. Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, председателем оргкомитета конкурса PROBA-IPRA GWA 2005.


- Когда в 2000 году Вы стали лауреатом конкурса PROBA в номинации "PR-персона года", это было для Вас неожиданностью?
М. П.: В какой-то степени, да… Хотя в эти годы мы как раз много работали с прессой и довольно активно занимались пропагандой: ситуация постсоветского кризиса - много различных сплетен, много клеветы, много слухов. И нужно было активно заниматься этим, исправлять, много выступать. То, что директор музея попадает в поле зрения PR, большой неожиданностью не было. Поскольку эта сфера деятельности для музея принципиально важна.

- Вы хотите сказать, что PR нужен культуре не меньше, чем, например, политике?
Культуре PR очень нужен. Это не реклама, не пропаганда себя и какой-то организации - хочу, чтобы меня все услышали… Это объективная общественная необходимость. Потому что все, что мы делаем, - это наше служение обществу, и оно должно передаваться в разных формах. Музей выполняет свою миссию, участвуя в выставках, проводя лекции, и точно так же он должен постоянно разъяснять важность своего дела, быть в центре общественной жизни.

Не только Эрмитаж, но и все музеи Петербурга часто появляются в прессе и на телевидении. И это очень хорошо, потому что каждый шаг Петергофа, Царского Села, Русского музея, музея Ахматовой заслуживает, чтобы о нем говорили.

С другой стороны, я думаю, что культура - это как раз та сфера общества, которая обязательно должна быть прозрачной, должна поддерживать открытый диалог. Опыт показал, что самое лучшее - это полная открытость. Правда, как говорят, лучшая политика. И здесь для культуры главный помощник - это журналистика, PR, связи с общественностью.


- Культуре нужен PR. А самой отрасли PR нужна ли, на Ваш взгляд, культура?
М. П.: Обязательно. Что такое культура? Культура - это ненаследуемая память поколений. Опыт, традиции, знания, которые способны передаваться от учителя к ученику, от мастера к подмастерью и так далее… Культура дает возможность смотреть на мир с точки зрения будущих поколений, думать о вечных ценностях, а не о сиюминутной конъюнктуре. Так что, я думаю, в этом смысле культура очень важна для PR. Иначе может произойти то, что происходит, например, с телевидением, которое фактически оказалось вне сферы серьезной культуры. Частично это произошло с кино…

- К счастью, есть и такие фильмы, как "Русский ковчег", который снимался в стенах Государственного Эрмитажа и весь проникнут чувством любви к Эрмитажу… Если говорить об исторической ауре: торжественная церемония конкурса PROBA проходит в Эрмитажном театре, что несомненно создает особую атмосферу этого события.
М. П.: Мы все чувствуем свою ответственность перед теми, кто в этих стенах жил. Здесь проходила вся русская история. И вот все, что здесь было, оно в эти стены вошло, оно живет в них, и мы должны помнить об этом.


- Служить своеобразным мостиком из прошлого в будущее?
М.П.: А это и есть наша функция, функция культуры - соединять поколения.


- Что Вы хотели бы пожелать участникам конкурса PROBA 2005?
М. П.: Я бы пожелал, чтобы в PR было больше понимания культуры. Чтобы всегда было понимание, что есть какие-то вещи, которые нельзя делать никогда. Чтобы всегда был правильный выбор в балансе между культурой и политико-экономической целесообразностью, между культурой и развлечением.

А что касается участия Государственного Эрмитажа в качестве одного из организаторов конкурса PROBA: опыт показал, что такое участие интересно для нас и очень полезно. Надеюсь, это взаимовыгодное сотрудничество.


// Санкт-Петербург, Эрмитажный театр, 10 ноября 2005 г.
PR-PROBA