18.11.2005 | 20:43

Возвращение спустя полвека

Возвращение спустя полвека. Две картины, которые Великая Отечественная война застала на выставке в Алупке – это "Дети, отпускающие птичку на волю" неизвестного художника и авторская копия Ивана Ендогурова "Лунная зимняя ночь в Аяччо" возвращаются в Русский музей. Нашлись они не заграницей, а у частного российского коллекционера, который и вернул шедевры. Подарок сегодня получил и Плесский историко-архитектурный музей, который пострадал от грабителей. Украденную картину Шишкина "Луг на опушке леса. Сиверская" случайно обнаружили месяц назад. Подробности у корреспондента "Новостей культуры".

Хронология событий такова: 6 июня 41-го года в Алупке открылась передвижная выставка Русского музея. Вскоре 180 бесценных полотен стали немецкими трофеями. 55 из них разными путями вернулись на родину. И вот теперь – еще две.

Картина "Дети, отпускающие птичку на волю" месяц назад была выставлена на продажу в одном из антикварных салонов Москвы. Но сделать окончательный вывод о подлинности эксперты не могли – не было так называемой авторской кромки с инвентарным номером. Ее срезали – обычный в таких случаях прием.

Анатолий Вилков, зам. руководителя Росохранкультуры: "Там был срез, полотно уменьшали. Но когда посмотрели специалисты Русского музея, то определили, что абсолютно то же полотно, которое пропало в 41-м году".

В той же частной коллекции оказалась картина Ивана Ендогурова "Лунная зимняя ночь в Аяччо". Экспертиза установила: это авторская копия пропавшей в Алупке картины, но ценности находки это не уменьшает.

Владимир Гусев, директор Русского музея: "Это вещь полноценная. Не копия, не подделка, вполне равноценная замена той картины, которая была утрачена".

Этим полотнам повезло - они хранились в идеальных условиях. Как и украденный год назад из Плесского музея пейзаж Шишкина "Луг на опушке леса. Сиверская". Его обнаружили в октябре, исключительно благодаря превосходной памяти и феноменально острому взгляду эксперта Натальи Игнатовой. По одной только репродукции она сразу установила, что принесенная на экспертизу картина – украденный подлинник.

Наталья Игнатова, эксперт Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря: "Я обнаружила все дефекты на картине, все воспроизведены на репродукции".

Сотрудники Плесского музея привезли в Москву раму, которая сама по себе произведение искусства. Она пострадала больше картины: избавляясь от лишней тяжести, грабители просто выбросили ее в Волгу.

Жемчужина Плесской коллекции возвращается на родину. Правда, не только в качестве экспоната. Но и как улика в уголовном деле. Те, кто совершил это преступление, пока не найдены.