24.11.2005 | 11:01

"Волшебный орех" Шемякина



24 ноября в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка известного художника Михаила Шемякина. Экспозиция представляет 110 эскизов, два костюма и макет сцены подводного царства к поставленному Мариинским театром, двухактному балету "Волшебный орех" на музыку Сергея Слонимского.
Михаил Шемякин - автор либретто, декораций, костюмов, но самое главное художник выступил в качестве постановщика спектакля. В основе либретто "Волшебного ореха" лежит история превращения племянника Дроссельмейера в Щелкунчика. Это - своего рода до-Щелкунчик, сказка о благородном юноше, сохранившем желание делать добро даже тогда, когда от него отвернулась судьба. Ранее Шемякин поставил на этой сцене балет "Щелкунчик". Оба спектакля образуют единственную в своем роде дилогию "Гофманиана Шемякина".
Михаил Михайлович Шемякин родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного. Детство Михаила Шемякина прошло в Германии, в городе Кенигсберге, где служил его отец.
По возвращении на родину в 1957 году Михаил Шемякин поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу имени И.Е. Репина при Академии художеств, откуда впоследствии был отчислен за то, что его "художественное мировоззрение не соответствовало нормам социалистического реализма". С городом на Неве у художника связано многое - учеба, первые творческие успехи, первая выставка в помещении редакции ленинградского журнала "Звезда", сделавшая его имя известным (1962). "Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир - мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы", - говорит Михаил Михайлович.
В 1959-1961 годах Шемякин, не переставая заниматься творчеством, работал чернорабочим. Искусство авангардистов 1960-х годов было загнано в подполье, многие художники, в том числе и Михаил Шемякин, подверглись гонениям. В результате наступило новое испытание - принудительное лечение в одной из экспериментальных психиатрических лечебниц.
Затем Михаил Шемякин устроился такелажником в Государственный Эрмитаж, где проработал в течении пяти лет. В 1967 году он создал группу "Санкт-Петербург" и в соавторстве с философом Владимиром Ивановым написал теорию метафизического синтезизма, посвященную созданию новой иконы на основе изучения религиозного искусства всех времен и народов. За эти исследования художник удостоен званий почетного доктора (Doctor Hоnoris Causa) университета в Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Продолжаются эти исследования и поныне в созданном М. Шемякиным Институте философии и психологии творчества.
В 1971 году череда гонений и испытаний для Михаила Шемякина закончилась лишением гражданства и высылкой из страны. 10 лет он жил и работал в Париже. В 1974 году там впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший художнику мировую славу.
В 1981 году Михаил Шемякин переехал в Нью-Йорк. А позднее, приняв американское гражданство, он поселился в небольшом городке Клаверак, в окрестностях Нью-Йорка. Все эти годы его работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.
Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде прошли его первые, с момента высылки из страны, персональные выставки. В 1990-е годы персональные выставки М. Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже, Государственном Русском музее и в Манеже в Санкт-Петербурге. Сегодня его работы находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, в том числе "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив).
С Сергеем Слонимским Шемякина связывает давняя и преданная дружба. Шемякин считает Слонимского "одним из выдающихся композиторов конца двадцатого и начала нашего столетия".
Представленные на выставке эскизы М. Шемякина, феерические костюмы и макет декораций последовательно проводят зрителя по перипетиям сюжета, одновременно "смешного и грустного, гротескового и романтического". Борьба сил добра и зла выражена художником в контрастах света и цвета: мрачной "крысиной" теме противопоставлено яркое звучание фантазийных композиций благородного, "хорошего", мира. Вместе с тем, этот балет – сказка, к тому же детская, и потому в цикле эскизов постоянно присутствует добрый юмор, тонкая улыбка и прекрасные чудеса. Автор хореографии балета Донвена Пандурски, стремившаяся в своей работе искать такую пластику, посредством которой герои балета ожили бы на сцене, оставаясь шемякинскими по своему духу, главным ключом постановки считает "именно это неугасающее желание делать добро, даже тогда, когда отвернулась судьба".
Предлагаемая выставка позволяет зрителям составить представление о театральном творчестве одного из крупнейших современных художников. "Мне кажется, - пишет Михаил Шемякин, - сегодняшняя публика уже соскучилась по эстетике, по цвету, по краскам. И тот путь, который я прокладываю в театральной своей деятельности, вполне актуален и востребован"


Информационный спонсор Русского музея – Портал "Музеи России".
/// Пресс-служба ГРМ


В мир волшебства и сказок перенесет посетителей новая выставка, открывающаяся сегодня в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В залах Строгановского дворца на Невском проспекте перед публикой предстанут эскизы Михаила Шемякина к двухактному балету "Волшебный орех" - своеобразному прологу к знаменитому "Щелкунчику" П.И.Чайковского.
В основе балета, в котором Шемякин выступил автором либретто, декораций, костюмов и постановщиком спектакля, лежит история превращения племянника Дроссельмейера в Щелкунчика. Премьера балета состоялась в Мариинском театре в апреле 2005 года.
Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе Русского музея, экспозиция в Строгановском дворце объединит 120 эскизов Шемякина, два костюма и макет сцены подводного царства к поставленному Мариинским театром балету на музыку Сергея Слонимского. Произведения живописи погружают зрителя в атмосферу сказки Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король", повествующей о благородном юноше, сохранившем желание делать добро, даже когда от него отвернулась судьба. "Волшебный орех" называют "до-Щелкунчиком", а вместе оба балета составляют единственную в своем роде дилогию "Гофманиана Шемякина".
В рамках выставки в Русском музее будет также представлена книга Шемякина "Волшебный орех - пролог к "Щелкунчику".
Новый вариант "Щелкунчика" был поставлен Шемякиным в Мариинском театре в 2001 году. А театральную деятельность художник начал еще в 1967 году - с постановки оперы Шостаковича "Нос" в Оперной студии Ленинградской консерватории.
// ИТАР-ТАСС