25.11.2005 | 18:26

"Не только любовь" Родиона Щедрина

Юбилейный марафон в честь Майи Плисецкой подходит к финалу. Фестиваль "Многая лета", где звучат сочинения композитора Родиона Щедрина, завершается премьерой. Спектакль "Запечатленный ангел" по повести Лескова зрители увидят сегодня на сцене Центра Мейерхольда. А минувший фестивальный вечер преподнес другой подарок. В Центре оперного пения Галины Вишневской прозвучала опера Родиона Щедрина "Не только любовь". Рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

Ведро и домино – небогатый антураж колхозного "Евгения Онегина", как называл свою оперу сам Родион Щедрин. "Не только любовь" - это лирические сценки по-советски, с соответствующими словами. Ну, например, такими: "Ухажеров у нас нет, мы заявим в сельсовет. В сельсовете разберут, нам по милому дадут".

Эта опера, действительно, не только про любовь, а также про незасеянные поля, картошку, морковку. И насущные дела колхоза "Светлый путь", положенные на мелодичную музыку Щедрина.

Пока кинорежиссер Вячеслав Хотулев решает, насколько ему комфортно быть дебютантом на оперной сцене; а молодые исполнители учатся быстро, по-дедовски, вынимать из кармана широких рабочих штанин граненый стакан, Родион Щедрин и Майя Плисецкая вспоминают, что опера "Не только любовь" была написана, когда молодой артистической семье исполнилось три года. Вспоминается и история романтического знакомства – кстати, Щедрин впервые услышал, как Майя Михайловна поет, и уже потом – как она танцует. Знакомство с голосом, записанным на пленку, произошло у общих знакомых – в семье Лили Брик.

Родион Щедрин, композитор: "Как-то раз они мне сказали: "Вы не хотите послушать, как молодая балерина БТ, кстати, говорят – красавица…" Я, конечно, сказал: "Включите скорее".

После этого Майя Плисецкая становилась первой – домашней – исполнительницей – всех оперных партий, написанных рукой Родиона Щедрина. Оперу "Не только любовь" она любит особенно, несмотря на то, что в Москве спектакль провалился. "В других городах было еще хуже", - говорит Щедрин. Кроме того, это была единственная опера, после которой дирижера Евгения Светланова освистали. Потомки оказались более восприимчивыми к юмору Родиона Щедрина и его опере.

Вячеслав Хотулев, режиссер спектакля: "Мы хотели бы сделать так, чтобы был некий добрый юмор и, как я называю этот жанр, - тоска по ностальгии, легкая тоска по ностальгии".

Оперу оставили без изменений и купюр. Добавили только рэп с рассказом о колхозных делах. С трепетом ожидая реакции Щедрина и Плисецкой на это новшество .

Ну и, в конце концов, все вспомнили о любви. И не только. Еще и о сельсовете, который может помочь в вопросах той самой любви.