05.03.2012 | 19:46

В Изборске спасасют уникальные полотна Павла Мельникова

Виды старинного Изборска и его окрестностей можно встретить на полотнах Врубеля, Саврасова, Рериха. Но был в истории города мастер, который писал только Изборск. Это Павел Дмитриевич Мельников – историк-краевед, художник-самоучка, автор лирических пейзажей родных мест. Его картины до сих пор хранятся в домах местных жителей и в частных коллекциях. 60 работ собраны в Изборском музее-заповеднике. После переезда в новое, отреставрированное, но не приспособленное к зимним холодам, помещение полотна оказались под угрозой разрушения. Рассказывают «Новости культуры»

Повело или нет от перепадов температуры и влажности уникальные картины Павла Мельникова, теперь будут определять специалисты. В новом зале отреставрированного дома купца Анисимова несколько месяцев назад разместили коллекцию работ художника, в которых он воспевал древний Изборск. Проблема в том, что усадьба должна обогреваться электроприборами, но в полную мощность они заработают в лучшем случае в середине лета. Местная подстанция не справляется с новыми нагрузками. Руководство организации, которая проводила строительные работы, утверждает: стены отреставрированного здания должны просыхать в течении года.

«Любое здание на температурно-влажностный режим выходит не менее года – при условии, что есть тепло. Там сейчас стены насквозь мокрые. Вы представляете, толщина стен – почти 80 сантиметров. Бутовая кладка была много лет в намокшем состоянии. Я музей много раз предупреждал, что зданию нужно высохнуть», – говорит директор строительной компании Николай Панарин.

Музейщики, поторопившиеся разместить экспозицию в экстремальных условиях, сейчас борются с холодом. В зале установлен камин, который топят весь день, чтобы хотя бы приблизиться к музейным нормам хранения. Но ночью температура опять понижается.

«Сам Мельников жил в деревянном доме, в котором, если не затопишь печку, то будет холодно. Холодно в деревне. Больше 15 градусов в гостиной, где висят картины, температура не поднималась. Эти вещи привыкли к такому климату», – заверяет директор Изборского музея-заповедника Наталья Дубровская.

Реставраторы придерживаются иной точки зрения. Повышенная влажность способствует появлению грибковых поражений и плесени. При перепадах температур наступает отслоение, а затем осыпи грунта и красочного слоя.

«Если произведение переувлажнено, то ни в коем случае нельзя пытаться сразу сделать нормативные условия. Это процесс, в котором должны участвовать реставраторы и климатологи», – утверждает художник-реставратор Наталья Ткачева.

Качество реставрационных работ и расчет мощностей электрообеспечения теперь будет проверять контрольное управление администрации Псковской области. Живопись и акварели художника по прежнему остаются в условиях, которые не отвечают нормам музейного хранения.