01.12.2005 | 13:47

Сюприз от Геннадия Рождественского

Геннадий Рождественский выступает один раз в год, но зато представляет сразу целую серию концертов. И, как правило, каждый раз готовит для публики неожиданный сюрприз. В минувшую среду он играл Мясковского, Стравинского и… произведение неизвестного голландского композитора XVIII века Вильгельма Вассенээра. Оказалось, что причина тому – настоящий музыкальный детектив – в интриге разбиралась корреспондент "Новостей культуры".

Геннадий Рождественский непревзойденный рассказчик. Еще совсем недавно он предварял свои концерты тем, что имеет скучное название "вступительное слово", но к скуке не имело ни малейшего отношения. Однако в последние годы отказался от этого. Шутит, боюсь показаться навязчивым.

Геннадий Рождественский, народный артист СССР: "Зато буклет – весь написано мною. От первой до последней ноты, то есть от первой до последней буквы".

Геннадий Николаевич пообещал нам, что возобновит свои выступления перед концертами. Действительно, они нуждаются в комментариях. К примеру, нынешний вечер. Понятно, Мясковский – титан XX века. К тому же маэстро мечтает сыграть все его симфонии, а из 27 исполнил не больше 10. И сегодня впервые продирижировал симфонией под №7. Понятно, Стравинский – тоже титан и давняя привязанность. Но в программе, посвященной русским композиторам XX века, появился голландский композиторXVIII века– Вильгельм Вассенээр. Да еще композитор-любитель. По своей специальности Вассенээр дипломат, служил послом Голландии во Франции и Германии.

Геннадий Рождественский, народный артист СССР: "В то время быть композитором считалось неприлично. И он издавал свои сочинения под чужими именами. И многое напечатал под именем Перголезе. На эту удочку попался Стравинский, которому Дягилев заказал балет "Пульчинелла", и снабдил его манускриптами Перголезе из музеев и т.д."

Лет15 назад голландские музыковеды установили, что авторство некоторых мелодий, использованных Стравинским, принадлежит Вассенээру. А Геннадий Рождественский, которому попались в руки оркестровые голоса шести кончерто гроссо Вассенээра, обнаружил, что Стравинский цитировал 2-е кончерто гроссо. Концерт Рождественского являл развязку этого музыкального детектива. И "Пульчинелла" Стравинского, и первоисточник Вассенээра прозвучали в один вечер. Последний мы слышали впервые.