05.12.2005 | 20:38

"Мгновения" Михаила Барышникова

Фотографией Михаил Барышников занимается уже 20 лет, но широкая публика (включая поклонников) узнала об этом совсем недавно. Летом в итальянском городе Кортона в рамках международного фестиваля "Солнце Тосканы" прошла фотовыставка Барышникова. Его работы высоко оценили многие мастера художественной фотографии, в том числе Ричард Аведон и Арнольд Ньюман. Сегодня с экспозицией могут познакомиться москвичи. Фестиваль "Декабрьские вечера" представляет выставку "Мгновения". С вернисажа вернулась корреспондент "Новостей культуры".

В объектив Михаила Барышникова попадает буквально все - знаменитости, дети, прохожие, …даже собственная тень – и получается своеобразный автопортрет танцовщика. Снимки часто рождаются спонтанно. Так же - случайно - Михаил Барышников однажды обнаружил, что стал пленником фотографии. Началось все в 80-ые годы, когда друг уговорил его взять фотоаппарат в поездку в Таиланд. Тогда он открыл в снимках нечто неожиданное, то, чего не замечал раньше. У Михаила Барышникова – поэтический взгляд на мир. Однажды он остановился в Парижском отеле, из окна которого была видна Эйфелева башня. В тот день шел дождь. И на снимке получился образ плачущего Парижа. "Горящая Испания", вид с моста в Нью-Йорке, пейзажи Франции. А еще он снимает друзей, когда они об этом не подозревают, которые на фото выглядят естественно и непринужденно, а не как персоны гламурных журналов. Вот так - в движении - он запечатлел Иосифа Бродского с женой. И все-таки иногда Михаилу Барышникому приходилось просить ему попозировать. Так было со знаменитым американским фотографом Ричардом Аведоном.

Валерий Головицер, представитель Фонда М. Барышникова: "Тот всячески не хотел этого делать. И Михаил ему сказал: " Я 30 лет позировал для вас специально, сделайте мне такую любезность. И вот вышла такая фотография. А через несколько месяцев он скончался".

Михаил Барышников любит черно-белые снимки. Они напоминают ему о Риге, где он родился. Здесь всегда преобладал серый колорит. Для Михаила Барышникова фотография – это "визуальный диалог о собственной жизни", который кажется ему даже более интимным, чем то, что он делает на сцене.