07.12.2005 | 18:05

Сто лет со дня рождения Михаила Габовича

О танцовщике Большого театра Михаиле Габовиче в балетной энциклопедии написано всего несколько строк. Ученик Горского и Тихомирова, первый исполнитель ведущих партий в балетах советских композиторов – Принц в "Золушке", Евгений в "Медном всаднике", Андрей в "Тарасе Бульбе". Габович – партнер Галины Улановой и один из самых красивых и благородных Ромео. Во время войны он возглавил филиал Большого театра. Заново собрал труппу из оставшихся артистов. В пятидесятых Михаил Габович получил травму и не смог больше танцевать, но занялся педагогической работой и возглавил хореографическое училище Большого театра. Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Михаила Габовича. Рассказывают "Новости культуры".

В архиве академии о Михаиле Габовиче немного. Папка с фотографиями и доклады на Всероссийских конференциях. Московским хореографическим он руководил всего четыре года.

Зоя Ляшко, заведующая музеем Академии хореографии: "Его интересовал и танец, и преподавание, и методика, и репетиционная работа с актерами на сцене".

Параллельно Габович вел классический танец. В его классе учился блистательный танцовщик Большого Владимир Васильев.

До сих пор уроки Габовича он помнит до мельчайших нюансов.

Владимир Васильев, народный артист СССР: "Он учил нас, что нет у танцовщика длинных рук и ног, и амплитуду прыжка можно продлить".

Габович пришел в балет поздно – в четырнадцать лет. Но попал в нужные руки. Его учителя – хореограф- новатор Горский и танцовщик императорского театра Тихомиров. Он танцевал в скандально-известных постановках Голейзовского. Был среди бунтовщиков, уволенных из Большого театра за свободомыслие… Евгения Фарманян – балерина театра - танцевала с Габовичем больше десяти лет. Она до сих пор помнит благородный и элегантный танец.

Евгения Фарманян, профессор академии хореографии: "Он требовал внутренней красивости, красоты души, позы, полета".

Он – первый Ромео Галины Улановой на московской сцене. Партнер самых титулованных балерин Большого – Марины Семеновой и Ольги Лепешинской.

Свой класс профессор академии хореографии Леонид Жданов ведет по методике Габовича.

Мягкость плие и высота прыжка, которые он требует от своих учеников, конечно, от Габовича.

Леонид Жданов, профессор академии хореографии: "У меня техника мягкая. Он закрывал глаза и говорил: "Если кого-то услышу, то выгоню".

За вальяжную походку и манеры Габовича называли барином. Его величие проявлялось буквально во всем.

Леонид Жданов, профессор академии хореографии: "Есть выражение барские туры – московскиетуры", - учил Габович.

Михаил Габович – про таких говорят "красавец мужчина". Поклонники, партнерши и даже ученики не скрывали перед ним своего восхищения. "Партийный принц" - так в шутку называли Габовича коллеги по цеху. Но сейчас мало кто помнит коммуниста Габовича, помнят Габовича -танцовщика и педагога.