06.03.2012 | 16:00

Габриэль Гарсиа Маркес: "Жить, чтобы рассказывать о жизни"

Ему удалось возвести одиночество в превосходную степень. Автор одного из самых читаемых и переводимых произведений на испанском языке Габриэль Гарсиа Маркес отмечает сегодня 85-летие. Долгая жизнь, насыщенная, отнюдь не одинокая, в которой, кроме писательской деятельности, есть репортерская, издательская и политическая. Есть Нобелевская премия по литературе, и есть поездка на Московский фестиваль молодежи и студентов. Свою богатую событиями биографию описал в книге мемуаров «Жить, чтобы рассказывать о жизни». Написанная в излюбленном жанре «магического реализма», она впервые выходит в России. Рассказывают «Новости культуры».

Его книги до сих пор расходятся, как пирожки, не только на улицах Боготы. Любовь и насилие, низовой юмор и народная религиозность, гиперболы и мелодраматизм – Габриэль Гарсиа Маркес превратил латиноамериканскую реальность в универсальный миф.

«Эта реальность не может уместиться на бумаге. Ежесекундное умирание печали и красоты». 1987 год. Нобелевский лауреат рассказывает публике о своей зачарованной земле – одинокой и неправдоподобной, где чудеса – обычное дело. В детстве Гарсиа Маркеса об этом узнавали из рассказов бабушки, сегодня – из мыльных опер.

«В Колумбии ему официально присвоили титул "рассказчик" – тот, кто байки рассказывает», – говорит культуролог Юрий Гирин.

«Вальенато» – песни карибского побережья Колумбии. Любовь к этой музыке позволила молодому журналисту Гарсия Маркесу в 1957 году получить разрешение на въезд в Советский Союз.

«Он попросил своего друга: "А возьми меня барабанщиком". И он с этим ансамблем проехал весь Советский Союз, а потом уже по воспоминаниям написал репортаж», – продолжает Юрий Гирин.

Репортаж назывался «22 миллиона 400 тысяч квадратных километров без единой рекламы кока-колы!». До написания «Ста лет одиночества» остается 10 лет. Писатель пробует себя в кино, начинает статистом, играющим билетера у входа в кинотеатр. Учится у итальянских неореалистов, работает с сюрреалистом. Луис Бунюэль – автор «Андалузского пса» – играет священника в фильме «У нас в городке воров нет» по сценарию Гарсиа Маркеса.

Мексика, 1965 год. Следующие два года Гарсиа Маркес будет писать «Сто лет одиночества». Чтобы отправить рукопись издателю, ему приходится продать фен и миксер жены. «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим», – сказала она. Ее худшие опасения не оправдались. Книга, написанная колумбийцем в Мексике и изданная в Аргентине, стала мировым бестселлером и Библией «магического реализма». В русской литературе этот термин «приклеился» к прозе автора «Альтиста Данилова» и «Шеврикуки». 

«Магический или магнетический реализм. Я так и не понял, в чем дело. Можно сказать, фэнтези, а можно, как Гоголь завещал, соединить фантазию с дрязгом жизни», – замечает писатель Владимир Орлов.

«Полковнику никто не пишет» – название повести Гарсиа Маркеса не случайно попало в название песни. Это код, по которому узнают друг друга читатели советского застоя.

«Поздняя советская жизнь не была вполне реальной. Это была сказка, страшная, грустная, но сказка. Она во многом состояла из нашего воображения», – полагает писатель Ольга Славникова.

Это и есть лучшая диета для роста магического реалиста и его читателей. Год назад Россия перестала издавать Гарсиа Маркеса пиратским способом и начала делать это по правилам. Он по-прежнему популярен. Скоро выйдет первый из трех томов его воспоминаний на русском языке. Книга не менее увлекательная, чем «Сто лет одиночества». Ведь главный миф Гарсия Маркеса – это он сам.

Друг Фиделя, которого в Мексике подозревали в шпионаже на Кубу. Писатель, чьи романы запрещают в Иране. Уроженец заброшенного форпоста банановой республики, Гарсия Маркес продолжает доказывать, что лучшая проза соткана из личного опыта, каким бы невероятным он ни казался.

Читайте также:
Дмитрий Медведев поздравил Габриэля Гарсиа Маркеса с 85-летием

Мемуары Габриэля Гарсии Маркеса впервые выходят в России