14.12.2005 | 20:43

13 декабря в Москве объявили имена лауреатов премии "Лавр"

Российские режиссеры-документалисты собирают призы не только на ведущих мировых фестивалях. Сегодня неигровое кино перестало быть камерным прибежищем киноманов-интеллектуалов. Документальные фильмы и сериалы идут на всех телеканалах. И уже в этом году на конкурс в области неигрового кино и телевидения было прислано три сотни работ, против одной сотни шесть лет назад, когда этот конкурс проводился впервые. В Москве объявлены имена лауреатов премии "Лавр" нынешнего года. Сообщает корреспондент "Новостей культуры".

Каких только определений нет у документального кино. Это и кино-летопись, и документ эпохи. Но в любом случае, документальное кино - это кино, в которое мы как в зеркало всматриваемся, пытаясь осмыслить день сегодняшний. Совсем еще недавнее прошлое, многие анализировали, пытались понять, посмотрев фильмы Марины Голдовской – "Власть Соловецкая", "Архангельский мужик", "Князь". В этом году премией за вклад в кино-летопись была удостоена именно она.

Марина Голдовская, режиссер: "Надо говорить о человеческих судьбах, но человеческая судьба должна помочь раскрыть сегодняшний день. Раскрыть то, что тебя волнует…"

Премия "Лавр", выделяя отдельно номинации видео и кино-фильмы, тем не менее, пытается объединить режиссеров-документалистов, снимающих и на пленке, и работающих для телевидения.

Виталий Манский, режиссер: "Между этими картинами есть разница, но премия создана для того, чтобы наградить лучшее, что есть".

"Лучшим неигровым фильмом на кинопленке" объявлена картина "Тимур. История последнего полета" режиссера Натальи Гугуевой. Премию "Лавр" за "Лучший цикл документальных программ" присудили трехсерийному фильму "Георгий Жженов. Русский крест" /Сергея Мирошниченко/.

Влияние телевидения на документалистику неоднозначно. С одной стороны, благодаря ТВ работы режиссеров стали значительно ближе зрителю, с другой, кино-язык нивелируется, следуя пресловутому формату. Возможно, именно поэтому и появилась особая номинация – лучший арт-фильм. В этом году победителей стало двое: Арман Ерицян за работу "Под открытым небом" и Александр Раторгуев за картину "Дикий, дикий пляж. Жар нежных". Возможно, по этим фильмам кто-нибудь в будущем попытается реконструировать современную нам реальность. Каким они увидят наш мир, во много зависит от взглядов людей, которые сегодня его фиксируют. Или только собираются это сделать.

Валерий Тодоровский, режиссер: "Я могу сказать про себя, что я мечтаю документальный фильм снять. И мне кажется, что это совершенно особые возможности, и особая жизнь, которую можно потрогать. Она настоящая".

Когда-то наше документальное кино было более интересно зарубежному зрителю. Сегодня оно востребовано нашими современниками.

Сайт Национальной преми "Лавр"