06.03.2012 | 19:35

Музей-панорама "Бородинская битва" открывает новые экспозиции

Еще полвека назад вопрос о том, кто победил в генеральном сражении Отечественной войны 1812 года, считался открытым. Историк Липранди, автор труда «50-летие Бородинской битвы», впервые доказал, опираясь на свидетельства очевидцев (в основном, французов), что сражение не было проиграно русской армией. Через 200 лет после победы над Наполеоном изучить ход событий под Бородиным можно в деталях. Сегодня Музей-панорама «Бородинская битва» открыл новые экспозиции – «Честь Бородинского дня» и «Кутузовская изба». Рассказывают «Новости культуры».

Бюро, представленное в экспозиции, принадлежало Михаилу Кутузову. В нем выдающийся русский полководец хранил документы и карты. Много лет экспонат находился в запасниках панорамы «Бородинская битва», посетители видят его впервые. С июня в музее готовили новую экспозицию.

«За последние несколько лет музей вел весьма активную собирательскую работу. Сейчас серьезно изменилась ситуация на антикварном рынке, можно приобретать многие вещи, которые ранее были недоступны. То же оружие: его в советские времена было просто так приобрести достаточно затруднительно», – отмечает главный специалист научно-фондового отдела музея-панорамы «Бородинская битва» Александр Флягин.

Сложнее всего дело обстоит с холодным оружием русской армии. Оно сохранилось крайне плохо. Впрочем, даже во времена Гражданской войны на вооружении первой конной армии вполне могли оказаться клинки, рубившие еще Наполеоновских солдат.

На выставке есть инсталляция, посвященная отступлению французов. Брошенный зарядный ящик, сломанное колесо телеги. Рядом с тем, что создали специалисты по реконструкции, можно увидеть подлинное орудие наполеоновской армии. Так что каждый посетитель музея может прикоснуться к истории.

Рядом с оружием, обмундированием, наградами теперь представлены предметы быта. Они воссоздают атмосферу эпохи. Преобразился и главный экспонат музея – панорама «Бородино». Она была на реставрации почти год.

«Главным плюсом панорамы сейчас будет то, что она избавилась вот от этих многолетних напластований грязи и пыли, которые она на себя брала. Она стала светлее, живопись стала четче, по-новому заиграл предметный план», – поясняет Александр Флягин.

Объемные реконструкции, новое освещение и – главное – дух времени, передать который сложнее всего.