15.12.2005 | 20:29

Картина "Счастливого Рождества"

Старый французский совет кинематографистам гласит: "Если хочешь понять, что у тебя получилось, покажи свой фильм в Москве". Именно так и поступил французский режиссер Кристиан Карьон с картиной "Счастливого рождества". Его фильм-участник фестиваля "Французское кино сегодня" к тому же выходит в наш прокат. Рассказывают "Новости культуры".

Встретились как-то раз француз, шотландец и немец. В 1914 году, на линии фронта, в канун Рождества. И решили, что все люди братья и никому не хочется умирать. Картина "Счастливого Рождества" не про елки и носки с подарками. И главный герой здесь не Санта Клаус, а дух Европы – тоже волшебный, но бестелесный.

Кристиан Карийон, автор сценария, режиссер: "Это необычная история, но она вполне могла существовать в реальности. Потому что невозможно рассказать то, чего в принципе быть не может, да и смысл какой? Этим фильмом я пытался передать зрителю свои собственные чувства".

Режиссер Кристиан Карийон был глубоко потрясен, узнав о документально зафиксированных случаях братания в Рождество 1914 года. Так и возникла идея снять картину. Снимали Великобритания, Бельгия, Германия и Румыния, соответственно под руководством французского режиссера, наверное, поэтому французские окопы выглядят самыми чистыми, а французский лейтенант самым ухоженным. Итак, как выяснилось, 24 декабря 14-го года всех европейцев объединяет христианская вера, романо-германская группа языков, футбол и любовь к животным. Немецкий солдат – в мирной жизни – великий тенор, первым выйдет на нейтральную территорию, чтобы спеть для всех. Шотландский санитар – священник – прочтет проповедь, а датская певица, в исполнении Дайан Крюгер хрустальным голосом выведет Ave Maria.

Дайан Крюгер, актриса: "Это фильм, который говорит о любви, о возможности мира, который возможно заключить всегда, даже во время войны. Я немка, и этот фильм, эта работа, была тем более для меня важна. Я смогла посмотреть на все изнутри, с другой стороны".

"Счастливого рождества" - печальный, красивый и правильный фильм. О вечных ценностях и о театральной войне, где убитого товарища никогда не развернут лицом к камере, где артисты отворачиваются к стене, когда их тошнит от страха, а все остальное время долго, пронзительно и со значением смотрят вам в глаза.