16.12.2005 | 15:20

90 лет со дня рождения Георгия Свиридова

Высшая степень популярности композитора, когда его музыка уходит в народ. Так было в свое время с произведениями Моцарта и Верди. Так обстоит дело с музыкой Георгия Свиридова. Его знаменитый романс к пушкинской "Метели" знают не только меломаны. И все же у академика Лихачева были основания сказать в конце прошлого века: "Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен". Сегодня 90 лет со дня рождения Георгия Свиридова. Рассказывают "Новости культуры".

Великий среди великих. Имя Свиридова стоит в ряду с именами Мусоргского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Прокофьева. Но он единственный, кто не писал симфоний и опер – а ведь именно по этим сочинениям обычно судили о масштабе композитора. Свиридов же считал, что их время прошло. Его стихия - вокальная музыка – сольная и хоровая.

Первым инструментом, на котором научился играть Свиридов в 4 года, была балалайка. В 14 лет он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене надо было сыграть на рояле, а поскольку никаких пьес он не знал, то сыграл марш собственного сочинения. Вот тогда и родился композитор Свиридов.

Самое сложное – сочинить мелодию, говорил он. Музыкальные идеи могли прийти и дома за роялем, и во время прогулки по лесу.

Александр Ведерников, народный артист СССР: "Один раз я был свидетель. Вдруг он засуетился, засуетился и вдруг побежал домой. … Я за ним. Прибежали, он сразу садится за инструмент, он начинает прямо сразу … Поет и играет".

Владимир Федосеев, народный артист СССР: "Свиридов – последний лирический композитор …"

В музыке Свиридова и Россия XX века, и Россия ушедшая, уничтоженная революцией. Как когда-то Глинка кучерской напев возвысил до оперы, так Свиридов вывел на академическую сцену деревенский фольклор в знаменитом цикле "Курские песни". В эпоху атеизма Свиридов сочинял молитвы. И самое удивительное, что они звучали - звучали в спектакле Малого театра "Царь Федор Иоанныч". Видимо, чиновники сочли их театральной стилизацией, а это были молитвы.

Последнее сочинение Георгия Свиридова "Песнопения и молитвы" - хоровой цикл, его завещание, его признание в любви к "России – стране простора, стране песни, стране минора, стране Христа", - как записал он в своем дневнике.


Свиридов: музыка - свеча из телесного воска